Генпрокурор Андрей Швед доложил Александру Лукашенко о расследовании преступлений против белорусов в 1941–1944 годах. Фото с сайта www.president.gov.by
Прокуратура Белоруссии в рамках расследования фактов геноцида белорусского народа в годы Второй мировой войны допросила уже более 4 тыс. свидетелей и установила фамилии более 400 карателей. Нынешние действия европейских стран в Минске также расценивают как фашизм. Их тоже намерены расследовать и предать огласке.
«Нами допрошено более 4 тыс. свидетелей. Установлены фамилии более 400 карателей, которые проживают в 13 странах», – доложил генеральный прокурор Белоруссии Андрей Швед Александру Лукашенко 26 июля. По его словам, удалось обнаружить более 100 новых мест массовых захоронений мирных граждан военного периода. Там похоронены тысячи, «а где-то и 15–20 тыс. белорусских граждан».
По окончании совещания генпрокурор сообщил, что уже примерно подсчитан материальный ущерб, который был нанесен Белоруссии «немцами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны (ВОВ)». «После изучения всех архивных материалов, в том числе Нюрнберга, можно сказать, что эта сумма будет составлять не менее 500 млрд долл. в нынешних ценах», – сказал Андрей Швед. «Конечно, это для нас может быть не совсем естественная оценка – определять ту боль, те страдания людей в каких-то эквивалентах, но это необходимо делать, чтобы в целом обозначить масштабы трагедии», – уточнил он. По словам Андрея Шведа, в ближайшее время будет сформирован пакет документов «для должностных лиц иностранных государств, в которых будет рассказано о зверствах фашистов и их пособников в Беларуси, а также о деятельности современных неонацистов, их формах и методах по уничтожению белорусского государства».
Напомним, ранее начать расследование фактов геноцида белорусского народа в годы Великой отечественной войны распорядился Александр Лукашенко. Однако, как следует из сказанного Андреем Шведом, речь идет не только о событиях ВОВ, но и о современных. Сейчас особенно важно рассказать о геноциде белорусского народа, который замалчивался долгие годы, заявил Лукашенко. «Весь мир должен знать правду, что происходило, особенно вот в этой ситуации, во время этой гибридной войны, которую против нас развязали», – сказал он, беседуя с генеральным прокурором. «Совсем недавно один разумный человек сказал, что «Майн Кампф» (сочинение признано в РФ экстремистским материалом) в настоящее время остается актуальной книгой. То есть как были они нацистами, так они и остались, только формы совершенно другие», – заявил Александр Лукашенко. «Притом негодяи, отвратительные люди вообще. На примере Литвы видно – они нас душат и требуют от нас, чтобы на последнем вздохе, образно говоря, мы их защищали», – высказался он в адрес европейских государств.
Риторика Александра Лукашенко в адрес Германии и ЕС в целом становится все жестче. Это не первое обвинение в продолжении «традиций» нацизма. Еще в мае, когда стало известно, что немецкие адвокаты подали заявление на Александра Лукашенко в прокуратуру Германии от имени пострадавших от пыток белорусов, он называл немцев «наследниками фашизма». «Пусть бы Великобритания уже там выступила, Америка, Франция, в коалиции же были. Но не наследники фашизма. Они меня будут судить… Кто вы такие, чтобы меня судить?» – возмущался Лукашенко. Затем, уже в июле, он говорил, что в ходе антитеррористической операции в Белоруссии была обнаружена причастность к белорусским событиям Германии вообще и Ангелы Меркель в частности. Тогда в Берлине заявили, что не намерены комментировать заявления Лукашенко.
Антифашистскую риторику руководитель Белоруссии постоянно эксплуатирует для консолидации своих сторонников и оправдания той беспрецедентной жестокости репрессий, которые сейчас происходят в Белоруссии. Андрей Швед в понедельник сообщил свежую статистику репрессий. По его данным, возбуждено 4,2 тыс. уголовных дел, «связанных с экстремизмом и терроризмом» (так власти Белоруссии называют протесты против фальсификации выборов), в суды направлено 803 уголовных дела в отношении 1116 человек, рассмотрено 704 уголовных дела в отношении 955 лиц.
Выход Александра Лукашенко «на международный уровень терроризма», как называют эксперты инцидент с принудительной посадкой самолета Raynair в Минске, и последовавший за этим мигрантский кризис на белорусско-литовской границе обострили конфликт с «коллективным Западом» и привели к тому, что обвинения в фашизме стали активно адресоваться не только оппонентам внутри страны, но и за ее пределами. О мотивации Александра Лукашенко в этой ситуации хорошо сказал политический обозреватель Виталий Цыганков. По его мнению, единственное, что сейчас ощущает белорусская власть, – это «глубокое удовлетворение от того, что наконец-то не нужно прикидываться цивилизованными, говорить какие-то слова про демократию, убеждать западных партнеров: «Мы идем в том направлении, но не все сразу делается», и т.д.». «Теперь можно быть самим собой, настоящим», – резюмирует эксперт.
С ним солидарен и независимый аналитик Сергей Чалый. «То есть уже не нужно невоспитанному человеку пытаться вести себя цивилизованно и делать вид, что мы движемся в том же направлении, что и весь остальной мир, только медленно, а можно сморкаться в скатерть и т.д. Пока это выглядит таким образом: «Да, я диктатор, и что с этого?» – рассуждает эксперт. «Я не вижу ни одной сферы деятельности сейчас: ни третьего сектора, ни образовательного, ни просветительского, ни культурного, ни аналитического, ни даже экономического, – нет места, где можно отсидеться от совершенно обезумевшей от собственной безнаказанности власти», – заявил Сергей Чалый в интервью Еврорадио. «Сейчас режим возвращается в свойственное ему состояние – чистой диктатуры, которая более не нуждается в декоративных квазидемократических образованиях», – пишет в своем Telegram-канале политолог Павел Усов.
Минск
комментарии(0)