Александр Лукашенко рассказывает в интервью о новой Конституции. Фото с сайта www.president.gov.by
В Сети опубликован проект Конституции, который подготовила конституционная комиссия. Он предлагает ограничить президентские полномочия и придать законодательный статус Всебелорусскому народному собранию. Эксперты пытаются угадать, какую позицию в новой структуре государства готовит для себя Александр Лукашенко.
В среду должно состояться итоговое заседание Конституционной комиссии, которая готовила поправки к проекту Конституции. К 1 августа он должен быть представлен на рассмотрение Александра Лукашенко. Предполагалось, что в начале следующего года состоится референдум, где свое слово по проекту должен сказать народ Белоруссии. Правда, на уровне слухов обсуждалось, что это может случиться и раньше. Например, 7 ноября. Об этом, в частности, писал политолог Дмитрий Болкунец.
Проект подготовленных изменений накануне опубликовал член Конституционной комиссии Юрий Воскресенский, который выполняет роль конструктивной оппозиции. Напомним, что он был в инициативной группе экс-главы Белгазпромбанка Виктора Бабарико, был задержан в первые дни после выборов и провел в СИЗО два месяца. После приезда в СИЗО КГБ ему была изменена мера пресечения. Следствие по его делу (о массовых беспорядках) продолжается, однако сам Воскресенский активно сотрудничает не только со следствием, но и с властью. Он создал «Круглый стол демократических сил» и позиционирует себя как представителя конструктивной оппозиции, помогая тем самым власти имитировать общенациональный диалог по проекту Конституции.
Идею урегулирования политического кризиса в Белоруссии путем изменения Конституции и последующих президентских и парламентских выборов активно поддерживала Россия. Об этом публично говорил и президент России Владимир Путин, и глава МИДа Сергей Лавров. Предполагалось, что принятию новой Конституции будет предшествовать примирительный общенациональный диалог о правках. Однако по факту никого из оппонентов власти к этому процессу не подпустили. Члены Конституционной комиссии утверждали, что получают предложения граждан, ведут обсуждение на неких дискуссионных площадках, однако эксперты полагают, что это была лишь имитация и власть предложит тот проект, который ей нужен.
По мнению экспертов, нынешний «слив» проекта – тоже не личная инициатива Юрия Воскресенского. «Это что-то вроде стресс-теста для них, проверка реакции общества и экспертных кругов», – пишет политический обозреватель Артем Агафонов. «Не то чтобы Лукашенко волновало общественное мнение, но проблемные места в документе такая проверка выявить способна», – считает эксперт.
Эксперты, отмечая, что обсуждать проект Конституции в условиях, когда ее основные нормы не работают, – занятие малоэффективное, все же изучили опубликованный проект. Главная цель – понять на основе предлагаемых изменений дальнейшие намерения Александра Лукашенко. Представители экспертного сообщества сделали несколько разных выводов на этот счет. Так, Артем Агафонов отмечает, что главные поправки касаются изменений в конструкции системы власти. По мнению эксперта, «она стала более сложной и менее устойчивой», хотя и выглядит «более демократично» по сравнению с тем, что есть сейчас. В частности, ограничиваются полномочия президента – он обязан будет запрашивать согласие верхней палаты парламента на многие важные решения и не сможет издавать декреты, имеющие силу закона. Пребывание одного человека в должности президента предлагается ограничить двумя сроками.
Как и анонсировалось ранее, в Конституции появляется Всебелорусское народное собрание. Оно будет формироваться из депутатов и чиновников. Его постоянно действующим органом будет президиум. «Функции ВНС в проекте Конституции прописаны нечетко, однако есть две главные, ради которых все, видимо, и затевалось. Это право на импичмент президента и признание итогов президентских выборов недействительными», – отмечает Артем Агафонов. «Выходит, что человеком, за которым будет последнее слово в том, кто будет президентом Беларуси, станет глава президиума ВНС», – делает вывод эксперт и предполагает, что Александр Лукашенко собирается занять эту должность. По мнению эксперта, принятие Конституции в таком виде и следование ее нормам способно стать «инструментом для деэскалации политического кризиса», однако содержит в себе много «зерен новых кризисов». В частности, между новым президентом и главой президиума ВНС. Поэтому он считает, что этот Основной закон будет переходным и просуществует лишь несколько лет.
Несколько иное увидел в том же проекте политолог Валерий Карбалевич. «Я думал, что Лукашенко оставит для себя какой-то пост в виде председателя президиума Всебелорусского собрания и на этот пост будут перетянуты очень важные полномочия. Но из того, что я увидел, – эти полномочия невнятны и смазаны. Реальные полномочия, хотя и уменьшаются по сравнению с нынешними, будут у президента и парламента», – сказал он «НГ». По его мнению, это значит, что «действительно можно ожидать транзита власти». «Можно ожидать, что Лукашенко либо уйдет совсем, либо уйдет на незначительную должность», – считает Карбалевич. Впрочем, эксперт отмечает, что в имеющемся документе нет указаний о сроках вступления его в силу. «Политическое движение и позитив в преодолении кризиса возможен только в том случае, если Конституция вступит в силу сразу после принятия, если же это случится в 2025 году, то это мало что меняет в политической ситуации», – подчеркнул он.
Интересно, что ту же самую размытость функций главы президиума ВНС вкупе с сохраняющимися, хоть и слегка обрезанными полномочиями президента политолог Андрей Елисеев трактует как планы Александра Лукашенко остаться у власти, заняв обе эти должности и добавив себе «своеобразный статус «лидера нации» в центральноазиатском исполнении». «Приоритетный план заключается в том, чтобы сохранить для Лукашенко и должность президента, и создать новый конституционный статус (глава президиума ВНС)… Естественно, все предыдущие президентские сроки со вступлением в силу новой Конституции обнуляются (как недавно произошло в России)», – считает он.
Впрочем, никаких заявлений относительно того, что это окончательный вариант проекта, пока не было. Это значит, что какие-то положения в нем могут быть изложены в результате совсем по-другому.
Минск
комментарии(0)