Фото сайта kremlin.ru
Руководитель Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге заверил, что никогда и не собирался уходить от России на Запад. Он пообещал расплачиваться по кредитам и пожаловался на террор, организованный общественными активистами и прозападными СМИ.
Визит Александра Лукашенко в Санкт-Петербург и встреча с Владимиром Путиным оказались неожиданностью для местной общественности. Пресс-служба Лукашенко сообщила о нем, только когда его самолет готовился к взлету. Позже уточнила, что договоренность о визите была достигнута во время телефонного разговора 1 июля, а пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков обратил внимание на то, что встреча не была срочной, «президенты общаются часто», поэтому и «не сделали специального анонса». Согласно официальной повестке, предметом обсуждения были вопросы «российско-белорусского торгово-экономического взаимодействия, обмен мнениями по международным делам и обсуждение попыток коллективного Запада дальше раскачивать ситуацию в Беларуси, меры по противодействию этому».
Из той информации о содержании переговоров известно, что Александр Лукашенко заверил Владимира Путина в безальтернативности геополитического выбора Белоруссии, верности союзническим отношениям и осознании того, насколько существенной всегда была поддержка России. «Естественно, что наша экономика очень серьезно привязана к российской экономике... мы сохранили многие кооперационные отношения с Россией, мы не пошли таким путем, как другие республики, особенно наша южная республика. Мы не рвали связи, поэтому сохранили всю промышленность, а кое-где и добавили благодаря инвестициям Российской Федерации, – сказал он. – В финансовом отношении нам всегда было непросто, и здесь поддержка была очень серьезная со стороны России, но мы свято стараемся выполнять свои обязательства по кредитам, которые выданы, и будем их выполнять, чего бы это ни стоило».
Напомним, что еще недавно внешнеэкономическая политика официального Минска состояла в диверсификации по формуле 30:30:30, где пропорционально представлены рынки России, Европы и остальных стран. Александр Лукашенко сказал: «Попав под очередную волну санкций, мы диверсифицируемся». Однако не уточнил, что понимается под диверсификацией в Минске сейчас. «Благо, что мы немного с ними и торговали», – сказал он о торговых отношениях с ЕС, который является вторым по значимости торговым партнером Белоруссии: туда поступает 25% белорусского экспорта (в Россию – около 40%), что по итогам 2020 года составляло 5,5 млрд долл. Александр Лукашенко пообещал, что Белоруссия санкционное давление выдержит: «Любые санкции – это возможности. С тех пор как Россия попала под санкции, вы все-таки импортозамещение провели солидное».
Сейчас, по словам Лукашенко, главное – «это безопасность государства». «Как бы они нас ни убаюкивали, мы видим, что в свое время поступили правильно, уделяя внимание обороне нашего государства и безопасности», – отметил он. При этом враги активизируются с «бешеной динамикой», преподнося каждый день что-то новое. Придерживаясь мнения, что в Белоруссии продолжается то ли мятеж, то ли цветная революция, Лукашенко сообщил, что ее организаторы перешли на новый этап – индивидуальный террор против людей, которые активно поддерживают государство. Очевидно, он имел в виду две истории, недавно рассказанные государственными каналами, – о планах неких мятежников отрезать язык государственному пропагандисту Григорию Азаренку и о покушении на депутата от ЛДПБ Олега Гайдукевича (ему в дом якобы бросили «коктейли Молотова»). Впрочем, ни в первом, ни во втором случае никто не пострадал, что дает основания местным экспертам говорить о постановочности этих покушений самими властями.
Как следовало из дальнейшего рассуждения Александра Лукашенко, организаторами террора в стране стали общественные организации и независимые СМИ, зачистка которых сейчас идет (см. «НГ» от 09.07.21 и 12.07.21). «Очень активно сейчас начали работу по всем этим НКО, НПО, так называемым западным СМИ, которые тут демократию нам дарили, а фактически насаждали и не демократию, а вот этот террор, – рассказал он свою версию происходящего в Белоруссии. – Эти мерзопакостные полторы тысячи НКО, НПО – полторы тысячи, оказывается, разных там фондов и прочее… Чем они занимались – понятно, они финансировались извне, а мы все думали: ну ладно, это же демократия, давайте будем говорить, давайте будем сотрудничать. Ну вот и получили соответствующие результаты». Он заверил, что с террором, как и с санкциями, справится.
Как и по итогам прошлых встреч, эксперты и общественность Белоруссии полагают, что самые важные вопросы остались за кадром публичного освещения. Местные аналитики не исключают, что речь на встрече шла и о неприятном для Лукашенко вопросе контролируемого транзита власти через конституционную реформу. В Минске снова высказывают предположения, что с этим Москва его поторапливает. Также высказывается мнение, что Лукашенко и Путин могли обсуждать вопросы управления потоками нелегальной миграции на литовско-белорусской границе. Тема актуальна и для России. Она внимательно следит за происходящим в Афганистане, где сейчас большой потенциал для усиления этих потоков. «Белорусским властям не терпится наказать ЕС за недооценку вклада в борьбу с нелегальной миграцией и в целом за его позицию и санкции. А Кремль не прочь посодействовать миграционному кризису на восточных границах ЕС. И в конечном итоге был бы рад вдарить по принципиальной позиции Евросоюза по Беларуси и заставить ЕС договариваться с Минском, а то еще и платить круглую сумму за активное содействие в решении миграционных проблем, – пишет по этому поводу в своем аккаунте в социальной сети политолог Андрей Елисеев. – То есть ЕС через введение секторальных санкций пытается увеличить расходы Кремля на содержание Беларуси. А Кремль через инструмент нелегальной миграции может пытаться переложить бремя расходов на ЕС. Пинг-понг».
«Интенсивные визиты Лукашенко в Россию, регулярные созвоны с Путиным и приезды высоких посланцев из Москвы в Беларусь свидетельствуют о постепенном переходе республики под внешнее управление. Российские власти как бы оценивают, на каком этапе находится их стратегия по подчинению страны», – прокомментировал встречу политолог Павел Усов. По его мнению, Лукашенко «превращается в технического руководителя, тюремщика нации, который вынужден обновлять свою легитимность, участвуя в ритуальных встречах». На самом деле России на данном этапе интересно размещение новых военных объектов на территории Белоруссии, продвижение политической интеграции, приватизация ключевых предприятий страны и дальнейшее усиление напряженности с Западом вплоть до разрыва дипломатических отношений, считает он.
Ко времени подписания номера в печать шел шестой час встречи Лукашенко и Путина.
Минск
комментарии(0)