Российские военнослужащие 201-й базы в Таджикистане готовы к отражению атак афганских боевиков. Фото с сайта www.mil.ru
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) рассмотрит запрос Душанбе о помощи в охране границы в случае нападения на Таджикистан из Афганистана. Об этом 8 июля заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Он допустил, что Россия для защиты союзника воспользуется возможностями своей 201-й военной базы. Эксперты считают, что ни Армения, ни Белоруссия – члены ОДКБ, не пойдут воевать на таджикскую границу. Подставить плечо России готов разве что Казахстан.
Постоянный представитель Таджикистана в ОДКБ Хасан Султонов в ходе выступления на заседании постоянного совета организации заявил, что его страна рассчитывает на помощь в защите границы с соседним Афганистаном.
«Таджикистан как страна с самой протяженной границей с Афганистаном (более 1400 км. – «НГ») принимает необходимые меры по сдерживанию и противодействию угрозам и вызовам, исходящим из этой страны. Но, учитывая складывающуюся в регионе ситуацию, а также то, что отдельные участки границы с Афганистаном находятся в труднодоступной горной местности, в одиночку справиться с этой задачей представляется сложным», – сказал Султонов. По его словам, сложившиеся обстоятельства требуют «адекватного реагирования в рамках ОДКБ, в том числе принятия мер по усилению потенциала по защите южных рубежей». Султонов напомнил о существовании договора 2013 года об укреплении таджикско-афганской границы: «Хотели бы призвать государства – членов организации внести свою лепту в полную реализацию указанного документа», – подчеркнул он.
Эксперты считают, что официальный Душанбе де-факто расписался в том, что не может самостоятельно контролировать свои южные рубежи. Однако приглашать российских пограничников не спешит. Напомним, что после распада СССР до 2005 года таджикско-афганскую границу охраняла Россия. Но затем президент Эмомали Рахмон решил избавиться от такой опеки и выдворил российских пограничников. На освободившееся место пришли американцы, правда, в качестве советников. Они оказали техническую помощь, переоборудовав несколько застав. На этом дело закончилось. Москва неоднократно поднимала вопрос о возвращении российских пограничников на южные рубежи, но Душанбе отмалчивался. Больше этот вопрос не поднимался. Видимо, поэтому Таджикистан обратился к ОДКБ.
«Сложно представить, чтобы Армения или Белоруссия впряглись за Таджикистан. Нужно понимать, что это не мифическая ОДКБ будет спасать Таджикистан, а Россия как ее ведущий член. Сегодня для блока наступил момент истины – либо есть ОДКБ, либо нет. С другой стороны, те, кто обращается к России за помощью, должны выполнять полномасштабные союзнические обязательства, в том числе поддержать Москву в ее санкционной войне с Западом, участвовать в «отрезвлении» Украины и присоединиться к антиукраинским санкциям и т.д.», – сказал «НГ» доктор исторических наук, директор Агентства этнонациональных стратегий Александр Кобринский.
О том, что Москва будет помогать Душанбе, говорил Сергей Лавров в ходе лекции на тему «Международная деятельность России для развития российских регионов» в Дальневосточном федеральном университете: «Мы с Таджикистаном союзники. И если будет нападение на Таджикистан, конечно, это будет немедленным предметом для рассмотрения в ОДКБ». Накануне он также сообщил, что «Россия готова задействовать возможности своей военной базы в Таджикистане, чтобы защитить союзников в связи с ситуацией в Афганистане». Дипломат считает, что вывод войск США и союзников может создать проблемы для Центральной Азии и России, несмотря на то, что экспансия движения «Талибан» (запрещено в РФ) из Афганистана в сопредельные государства – Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан, по мнению ряда экспертов, маловероятна.
Между тем военнослужащие 201-й базы уже проводят учения в Таджикистане с использованием ударных и транспортно-боевых вертолетов, сообщили в пресс-службе Центрального военного округа РФ. Были задействованы два ударных вертолета Ми-24 и два транспортно-боевых вертолета Ми-8МТВ5–1, около 100 военнослужащих из числа летного, инженерно-технического состава, а также группы обеспечения и управления полетами. Летчики отправились с аэродрома Гиссар к месту скопления живой силы условного противника, выполнив скрытый подлет к району учений. В составе боевых пар на высоте около 50 м над землей они выпустили неуправляемые авиационные ракеты С-8 класса «воздух–земля». «В результате авиационного удара более 15 наземных целей, имитирующих колонну автомобилей, огневые точки, схроны с оружием и боеприпасами были уничтожены», – сообщили в пресс-службе ЦВО РФ.
Военный эксперт Виктор Литовкин считает, что ОДКБ отреагирует на обращение Таджикистана только в том случае, если будет нападение на границу с афганской стороны. «Но уже сегодня нужны деньги, технические средства, специалисты для охраны таджикской территории, поскольку таджикскую границу уже пересекли сотни афганских правительственных военнослужащих, которые бегут от талибов. «Что делать с этими людьми, в Душанбе не знают. Эти беженцы представляют такую же опасность, как и талибы. Что несут они с собой, никто не знает. В их рядах могут быть «засланные казачки», которые будут заниматься рекрутированием местного населения в террористические группы. Поэтому для них надо строить лагеря беженцев, охранять их, чтобы они не расползлись по региону и не проникли в Россию», – сказал «НГ» Виктор Литовкин. А вот опасаться талибов как экспансионистскую силу не стоит, пока они не решат свои внутриафганские проблемы, считает эксперт. «Для Душанбе главное, чтобы ОДКБ уже сейчас одобрила выделение средств для усиления охраны границы. При этом вся тяжесть в сфере защиты Таджикистана ляжет на плечи России. Может быть, только Казахстан подставит плечо. Киргизии придется волей-неволей участвовать в защитной акции, поскольку на ее территории расквартирована авиабаза «Кант», – сказал Литовкин. «Главное, – пошутил эксперт, – чтобы они не открыли второй фронт на киргизско-таджикской границе». Что же касается возвращения российских пограничников на таджикско-афганскую границу, то, по его мнению, в этом не заинтересован Душанбе. «Граница – это еще и способ зарабатывания денег на тех же наркотиках. Что-то отлавливают, но что-то и пропускают. Поэтому таджикским властям не очень хочется, чтобы российские пограничники прервали этот бизнес», – сказал «НГ» Литовкин.
комментарии(0)