Девушки в белом вышли в среду на улицы Минска, как девять месяцев назад, когда начались протесты. Фото с сайта www.tut.by
Судебный конвейер в Белоруссии не останавливается уже более полугода. Административные наказания постепенно сменились уголовным преследованием всех, кто не согласен с политикой властей. Сейчас до судов начинают доходить наиболее громкие уголовные дела.
В среду начался судебный процесс по делу известного белорусского оппозиционного активиста, христианского демократа Павла Северинца. Вместе с ним судят еще шесть человек. Четверо (Евгений Афнагель, Андрей Войнич, Павел Юхневич, Максим Винярский) – это также оппозиционеры со стажем. Они являются активистами гражданского движения «Европейская Беларусь». Как и Павел Северинец, они прошли через аресты и репрессии в прошлые избирательные кампании. Евгений Афнагель даже был вынужден пять лет после выборов 2010 года провести в эмиграции. Он самый старший из четверых, ему 42 года. Самый молодой– Павел Юхневич, ему 36 лет. Опыт общественно-политической активности есть и у 33-летней Ирины Счастной, но до сих пор в нем не было арестов и иных форм политического преследования. В этот раз Ирина провинилась тем, что администрировала Telegram-каналы.
Дмитрий Козлов – наименее опытный в этой компании. Ему 31 год, он автор YouTube-канала «Серый кот». Общественно-политическим активистом он стал на волне акций протеста против Декрета о тунеядцах (документ обязывал неработающих белорусов платить налог, потому что они не работают) в 2017 году. В президентской кампании минувшего года он сотрудничал с более опытным и известным блогером Сергеем Тихановским.
Все фигуранты этого дела признаны политическими заключенными. Суд над ними проходит в Могилевском областном суде. Накануне было объявлено, что он будет закрытым. В канцелярии суда это объяснили тем, что материалы дела относятся к тайне, которая охраняется законом. Их обвиняют в организации и участии в массовых беспорядках, Евгения Афнагеля еще и в подготовке лиц для участия в массовых беспорядках. Дмитрий Козлов проходит по статье «организация или активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок».
Интересно, что фигурантов задерживали в разное время и сначала они получали сутки по административным делам. Например, Павел Северинец был задержан еще 7 июня после выступления на разрешенном пикете по сбору подписей возле Комаровского рынка в центре белорусской столицы. Изначально его вина состояла в участии в массовом несанкционированном мероприятии, за что он получил 15 суток административного ареста. Количество суток постепенно увеличилось, а когда дошло до 75, появилось уголовное дело. Примерно тогда же, 10 июня, был задержан и Дмитрий Козлов, он тоже сначала был фигурантом административного процесса. Активистов «Европейской Беларуси» Войнича, Юхневича и Афнагеня задержали 25 сентября, Счастную – 18 ноября, а Винярского – в январе.
Никаких данных о том, в чем состояли преступные действия обвиняемых, общественности не представлено. Местные наблюдатели полагают, что суд закрыли как раз по той причине, что их просто нет. Активистов с опытом и лидерскими качествами изолировали, чтобы сбить протестную активность. Выпускать их на свободу тоже невозможно, так как, по оценкам экспертов, прекращение протестов не означает отсутствия протестных настроений. «Теперь, если ситуация где-то и стабилизировалась, то на куда большем уровне ненависти к власти со стороны ее противников и их количества. Ни о каком внутреннем балансе или легитимности тут речи идти не может», – характеризует ситуацию в Белоруссии политический аналитик Артем Шрайбман. «Это режим ожидания нового окна возможностей. Власть чувствует, что протест ждет это окно, поэтому не может прекратить репрессии – страшно выйти из колеи, внутри которой все понятно, а за пределами которой – неизвестное», – пишет эксперт в своем Telegram-канале.
Кстати, подтверждая тезис о приглушенности протеста, на улицу снова вышли девушки в белом. В среду было девять месяцев с того дня, как, протестуя против беспрецедентного насилия в первые дни после выборов, девушки в белом дали старт масштабным и длительным протестам. Сейчас эта акция повторилась в том же месте и в том же виде – к Комаровскому рынку в центре белорусской столицы вышло человек 20 девушек в белом с белыми цветами. Они успели оставить цветы на земле и уйти до того, как там появились люди в черном.
Протест не затух, он лишь прибит штыками, поэтому репрессии не прекращаются, суды штампуют приговоры, констатируют аналитики. Причем власть, осознав еще осенью, что сутки административного ареста уже не пугают белорусов, перешла к уголовным делам. «Уголовное преследование остается одной из форм нетерпимости белорусских властей к любым проявлениям протеста», – констатируют сотрудники правозащитного центра «Весна» в своем мониторинге. По их данным, по уголовным делам в связи с протестами проходит более тысячи человек, 360 признаны политзаключенными. Почти 200 уже осуждены, причем половина – в апреле. При этом 100% дел заканчиваются лишением или ограничением свободы.
Постепенно до суда доходят другие громкие дела, с большим количеством фигурантов и расплывчатыми обвинениями. Помимо дела Павла Северинца 14 мая в суде Октябрьского района Минска стартует «студенческий процесс». В деле 12 фигурантов. Их обвиняют в «групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, повлекших нарушение работы учреждений и транспорта». Речь идет о студенческих протестах. На скамье подсудимых студенты разных белорусских вузов, член Координационного совета Алана Гебремариам и преподаватель БГУИР Ольга Филатченкова.
Пока не сообщалось, планируют ли власти закрыть «студенческий процесс», однако ничего исключать нельзя. Например, в среду в Бресте начался также закрытый процесс над одним из фигурантов «дела Автуховича» (о терроризме). На скамье подсудимых инвалид 2-й группы Владимир Гундарь. Его дело выделили в отдельное производство, так как во время обыска он угрожал следователям и разбил свой телефон. О причинах закрытости процесса не сообщается. Также в среду стало известно, что процесс по делу личного врага Александра Лукашенко (десакрализировал белорусского лидера, назвав его усатым тараканом) Сергея Тихановского будет проходить в Гомеле. Дата пока не назначена. По делу с ним проходит также политик со стажем, экс-кандидат в президенты и бывший уже ранее политзаключенным (после выборов 2010 года) Николай Статкевич. Ежедневно в разных городах проходит не менее пяти судебных процессов по результатам акций протеста.
Минск
комментарии(0)