Фото Reuters
Александр Лукашенко продолжает корректировать законодательство под новые реалии политического кризиса и гражданского противостояния. Силовики, поддержавшие протесты, лишены званий, государственным служащим обещают довести дисциплинарный устав. Эксперты прогнозируют что «отрицательная селекция» во власти приведет к политической катастрофе.
«Нам нужно привлечь в госаппарат не просто квалифицированных и целеустремленных специалистов, способных оперативно решать важные задачи. Нам нужны действительно государственные люди. Будут кадры - тогда будет и система работать», -- заявил Александр Лукашенко в четверг во время совещания по вопросам совершенствования законодательства о государственной службе. По его словам, сейчас «особое значение приобретает морально-этический облик госслужащего, его поведение как на работе, так и в быту». «Права и обязанности госслужащих, правила их поведения должны быть сродни военным, а, может быть, где-то даже и выше», -- считает Александр Лукашенко.
Руководитель Белоруссии пояснил, что речь не идет о коренном пересмотре законодательства о госслужбе. Нужно лишь «придать импульс» ее развитию в соответствии с «текущими и перспективными требованиям государства и общества», соблюдая «баланс дисциплины и ответственности». Также ставится задача повысить престиж государственной службы. При этом выстроенной вертикалью власти Александр Лукашенко в целом доволен. «События прошлого года показали, что выстроенная система государственного управления эффективна и сильна» и «даже в самых непростых ситуациях» она «функционирует четко и слаженно». «Лучшим тому подтверждением является консолидация госслужащих и их работа в условиях прошлого года. Это была все-таки лакмусовая бумажка», -- считает он. В то же время возрастающие в последние годы угрозы и риски «не менее сильны» и «требуют принятия соответствующих мер для защиты нашей государственности и суверенитета».
Изменения будут внесены в Закон «О государственной службе». Кроме того, некоторые новшества будут введены отдельными указами, а общие требования служебной этики государственных гражданских служащих будут закреплены приложениями к закону о госслужбе.
Суть изменений состоит в том, что в стране будет сформирована единая система государственной службы, состоящая из гражданской, военной и службы в военизированных организациях. Ко всем этим видам будут выработаны единые подходы, общие нормы, принципы и понятия. Будет введен реестр государственных гражданских должностей, изменится существующая система классов государственных служащих. «Предусматривается также усиление дисциплины и ответственности гражданских служащих в целях сближения их правового статуса с военнослужащими», -- сообщает госинформагентство БЕЛТА. В частности, будет дано определение служебной дисциплины гражданских служащих и изложены «способы ее обеспечения по аналогии с требованием воинских уставов и уставов военизированных организаций». Требования служебной этики гражданских служащих будут аналогичны положениям действующих дисциплинарных уставов и будут регламентировать поведение не только на службе, но и в быту. Несоблюдение требований служебной этики будет наказываться мерами дисциплинарного воздействия.
Для того, чтобы государственного служащего «было видно в толпе» Александр Лукашенко предлагает ввести некий специальный значок и обязать госслужащих его носить. «Это текст любого государственного служащего. Он должен гордиться тем, что он государственный служащий. В противном случае – не надо ему быть государственным служащим», -- считает он. «У нас некоторые депутаты не носят депутатские значки…у меня такое впечатление, что есть там два-три человека, которые то ли стесняются, то ли боятся выйти в народ с этим значком», -- признался Лукашенко.
Напомним, что «буллингу» со стороны населения подверглись силовики, а также государственные пропагандисты. К чиновничеству в целом в обществе пока не сложилось стойко негативного отношения, помимо тех, кто отличился какими-либо жесткими действиями. Более того, по отдельным сведениям, большинство сотрудников органов госуправления не поддерживают действующую власть. Так, бывшая сотрудница министерства культуры Наталья Задерковская, уволенная в январе за то, что «по некоторым сведениям, ее взгляды не соответствуют государственной идеологии», рассказала, что искренних сторонников власти в министерстве не более 10 человек. В управлении, которое она возглавляла, остался только один из пяти сотрудников. Даже сам Лукашенко, выступая в феврале на Всебелорусском народном собрании признавал, что в «райисполкоме половина бчбэшников». «Что же произошло с нашим чиновничьим людом?», -- вопрошал он, признавая, что одни «переобулись», а другие «спрятались под плинтус».
В феврале-марте госслужащие собирали подписи под открытым письмом за отставку Лукашенко. Его пописали около 1700 человек. Впрочем, согласно статистике, всего их в стране порядка 180 тысяч. Как стало известно на этой неделе, «переобулись» и 80 представителей силовых ведомств. Лукашенко подписал указ о лишении их званий. В списке и сотрудники милиции, и военные. В четверг был опубликован список тех, кто лишился званий, а вместе с ними и профессиональных пенсий и льгот. В нем не только те, кто критиковал власть во время прошлогодних событий, но и люди, которые не работают и не живут в стране уже давно. Более того, есть такие, кто вообще не работал при Лукашенко.
По мнению экспертов, Лукашенко, наказывая несогласных и ужесточая требования к пока еще оставшимся на службе, пытается укрепить монолитность своей власти, застраховаться от дальнейших измен. Этой же цели служит та кадровая чехарда, которая наблюдается в последнее время в государственной системе – не единожды менялось руководство даже в силовых ведомствах. «Отрицательная селекция» в органах госуправления Белоруссии – явление не новое. На высшие государственные посты уже давно шел отбор по принципу преданности власти. Сейчас это коснется и более низкого уровня управления, полагают местные аналитики.
В краткосрочной перспективе -- это усилит режим, считает политолог Артем Шрайбман. «В системе остаются только самые послушные и лояльные люди, и, соответственно, они не будут переживать, выполняя любые приказы», -- заявил эксперт в интервью газете «Белорусы и рынок». В то же время в долгосрочной – это приведет к формированию некомпетентной системы. Кроме того, монолитность госсистемы перечеркивает идею постепенной политической трансформации. «В таких условиях трансформация будет происходить не через эволюцию, а по сценарию политической катастрофы, то есть обрушения всего политического устройства», -- считает Артем Шрайбман.
комментарии(0)