Александр Лукашенко продолжает обсуждать со своей командой то, как его хотели ликвидировать. Фото с сайта www.president.gov.by
Белорусское государственное телевидение продолжает дозированно выдавать информацию о заговоре против Александра Лукашенко. Авторы нового фильма «Убить президента» не скрывают, что реального заговора не было. Обвиняемые повелись на разговоры о путях смены власти в Белоруссии, констатируют эксперты.
Двухсерийный фильм «Убить президента» показали в вечернем эфире государственного канала ОНТ в среду. Он продолжил сюжет о заговоре против Александра Лукашенко с целью то ли убить его и детей, то ли просто захватить и посадить в погреб. «Они взялись за детей. В планах захват ребенка, одного, второго, как получится. Посадим в погреб. Кстати, в Гомельской области погреб подготовили», – рассказывал сам Лукашенко. Тогда же он сообщил, что исполнителями этого коварного плана являлись доктор филологических наук, пушкинист, публицист, в 1994 году работавший в команде Александра Лукашенко, Александр Федута, юрист с американским паспортом, проживающий в США, белорус по происхождению, член белорусской оппозиционной партии «Белорусский народный фронт» (БНФ) Юрий Зенкович и нынешний лидер этой партии Григорий Костусев. Также, по словам Лукашенко, распоряжение уничтожить его отдало высшее американское руководство, а заговором занимались американские спецслужбы.
«НГ» писала о шпионском сюжете в номерах за 14 и 19 апреля. Федуту и Зенковича задержали в Москве, где они в ресторане «Тарас Бульба» встречались с некими белорусскими генералами – тоже участниками заговора. Собственно говоря, генералы и должны были быть ее главной действующей силой – захватывать и отвозить в погреб руководителя Белоруссии с сыновьями. В задержании участвовало ФСБ России, а президент России Владимир Путин даже упомянул коварный заговор США в отношении союзника в своем Послании парламенту и народу. Григория Костусева арестовали дома, в городе Шклове Могилевской области (по случайному совпадению на родине Лукашенко), где он накануне развозил родственникам оставшуюся после зимы картошку и нянчил внуков. Позже задержали секретаря минского офиса Юрия Зенковича Ольгу Голубович. Всем им предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 357 УК РБ (заговор или иные действия, совершенные с целью захвата или удержания государственной власти неконституционным путем). Им грозит от 8 до 12 лет лишения свободы.
Эксперты и общественность начиная с момента задержания фигурантов дела о заговоре не могли понять ни как эти люди абсолютно мирных профессий, не имеющие никакого отношения к силовым структурам, собирались устроить военный переворот, ни при чем тут США.
Фильм «Убить президента» пролил некоторую ясность на происходящее. Его авторы сообщают, что на самом деле никаких генералов, которые готовы были совершить военный переворот, не было. Был сотрудник КГБ, назвавший себя Иваном, который вышел на Зенковича еще в августе и убеждал его в том, что среди военных очень много тех, кто готов перейти на сторону народа. В процессе общения Зенковичу даже дали какой-то список, в котором их было четыре-пять батальонов. Вероятно, «генералы» рассчитывали на какое-то финансирование своих действий, потому что Ольга Голубович дважды снимала с карточки Зенковича деньги и передавала «Ивану». Один раз она оставляла их в камере хранения, второй – на кладбище. В фильме показано, как она прячет тоненькие конверты.
Задача Федуты и Зенковича, видимо, состояла в том, чтобы координировать эту операцию и брать власть после свержения Лукашенко. «Решается три задачи. Первая – нейтрализация непосредственно руководства страны, арест, например интернирование или физическое устранение. Вторая задача – это блокирование подразделений, которые могут оказать сопротивление. И третья задача – занятие символических объектов города», – говорит, в частности, Юрий Зенкович. Также они обсуждают, кто из них что будет курировать после победы: литератор – идеологию, юрист – право. Функции Костусева из фильма неясны. Остальные участники заговора, которые присутствовали на показанной по ТВ zoom-конференции, где обсуждаются варианты смены власти в Белоруссии, также в деле почти не участвуют. Впрочем, в фильме Юрий Зенкович упоминает Дмитрия Щегельского (психиатр, который в 2001 году ставил Лукашенко диагноз «мозаичная психопатия») и говорит, что он его использовал в качестве «технического организатора».
Все три основных «заговорщика» свою вину признают. «Я признаю себя виновным в участии в заговоре», – говорит Александр Федута. «Я признаю свою вину в том, что дал возможность вот этим людям втянуть себя в такие разговоры», – говорит Григорий Костусев. «Я признаю себя виновным в том, что я был, по сути, техническим организатором, который организовывал zoom-конференции, обсуждения, переписку», – сознается Зенкович. США в фильме присутствует в закадровых комментариях и некоторых заявлениях Зенковича, что у него там «есть связи» или он их найдет.
Раскрытием тайны заговора государственные пропагандисты фактически признались, что заговора не было, сделали вывод эксперты и общественность.
«Власти, очевидно, ставили задачу дискредитации мирного протеста, хотели показать, что никакой он не мирный», – сказал в беседе с «НГ» политолог Валерий Карбалевич. Но едва ли фильм убедил в чем-то противников власти, полагает эксперт. «Заговор, по моим представлениям, это не просто рассуждения, не болтовня, а конкретный план, где есть некие вооруженные подразделения, которые должны захватывать определенные объекты, во главе должны стоять некие командиры, есть некая дата Ч, когда должен осуществиться этот заговор. Ничего такого нет. Есть только разговоры», – констатировал эксперт.
Вторая цель создателей шпионского сюжета – показать, что за этим заговором стоят США, считает Валерий Карбалевич. «Но это все очень натянуто: сам Зенкович, чтобы придать себе политический вес, всячески блефует. На переговорах он многозначительно ссылается, что у него и там, и там есть какие-то серьезные подвязки, но каждый раз это разные организации. Это то некое еврейское сообщество, то некий абстрактный Вашингтон. Потом он заявляет, что будет искать выход на Лэнгли, то есть на ЦРУ, получается, что выхода-то нету, его еще искать надо. Потом говорит еще такую восхитительную фразу, что если американские спецслужбы узнают про наши разговоры, то мы будем сидеть в тюрьме, причем в американской, а не белорусской. То есть какой-то странный заговор ЦРУ, в рамках которого есть вероятность попасть в американскую тюрьму», – прокомментировал сюжет фильма для «НГ» Валерий Карбалевич. В фильме никакой прямой связи со спецслужбами или правительством США не показано, считает он.
По мнению Карбалевича, закрутив лихой сюжет, белорусские спецслужбы, используя страхи Лукашенко, «хотят повысить свой политический вес». По мнению политического обозревателя Александра Класковского, фильм – это еще и месседж Москве, конфликтующей с США: дескать, тут идет такая вселенская борьба с проклятыми империалистами, а «вы мелочитесь и не даете денег».
Минск
комментарии(0)