Светлана Тихановская расценивает действия Александра Лукашенко как реакцию на протесты. Кадр из видео со страницы Светланы Тихановской в Facebook
Судьбоносный декрет, который Александр Лукашенко анонсировал неделей ранее, будет касаться перехода власти к Совету безопасности, если покушение на него удастся. Оппоненты констатируют, что руководитель Белоруссии задумался о своем уходе. Эксперты обращают внимание на очередной неконституционный шаг белорусской власти и гадают о причинах. По мнению лидера белорусских протестующих Светланы Тихановской, Лукашенко готовит свой уход.
«Скажите, если завтра нет президента, вы гарантируете, что все будет нормально? Нет. Поэтому на этот случай я подпишу в ближайшие дни декрет, как будет выстроена власть в Беларуси», – рассказал Александр Лукашенко журналистам в субботу во время посещения районов, пострадавших от аварии на ЧАЭС. «Президента застрелили – назавтра Совет безопасности будет наделен полномочиями. Надо вводить чрезвычайное положение мгновенно, вплоть до военного, если кто-то на границе шевельнется», – рассказал он, о чем собирается написать в этом судьбоносном декрете.
Подписание декрета с «одним из принципиальных… решений за четверть века президентства» Александр Лукашенко анонсировал в минувшую субботу («НГ» от 19.04.21). «Даже если меня не будет, по-народному говоря, «только через мой труп» и т.д., у них ничего не получится», – объяснял он смысл документа. Всю неделю экспертное сообщество строило версии о возможном содержании декрета, одна из которых касалась углубления интеграции с Россией вплоть до сдачи независимости.
Нельзя сказать, что после уточняющих заявлений Лукашенко стали яснее его мотивы и дальнейшие намерения. Во-первых, потому, что планы Александра Лукашенко наделить Совбез властью на случай его гибели противоречат действующей Конституции. «Декрет мы, конечно, пока не видели, поэтому возможно, что на выходе будет очередной пшик, потому что в озвученном виде документ явно противоречит статье 89 Конституции», – пишет политический аналитик Артем Шрайбман в своем Telegram-канале. Согласно вышеупомянутой статье, «в случае вакансии должности президента или невозможности исполнения им своих обязанностей... его полномочия до принесения присяги вновь избранным президентом переходят к премьер-министру». Оппозиционный политик, один из лидеров Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько напоминает, что статья 137 Основного закона говорит о том, что именно Конституция обладает высшей юридической силой, а «законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии» с ней.
Впрочем, это не единственная статья Конституции, которую нарушают белорусские власти. «Иногда не до законов», – высказался ранее по этому поводу Александр Лукашенко. «Правитель в тысячный раз продемонстрировал стране и ее гражданам, что Конституция (даже написанная для Лукашенко и под Лукашенко) – это коврик на пороге его кабинета, это рулон туалетной бумаги в его туалете и ничего более», – написал по этому поводу Анатолий Лебедько в своем аккаунте в социальной сети.
Политолог Валерий Карбалевич напоминает, что те разделы Конституции, которые касаются органов государственного управления, могут приниматься только всенародным референдумом. «Даже в странах с монархией действующий монарх не имеет права произвольно, по своему личному разумению принимать решение, кто займет трон после его ухода», – пишет эксперт в своем Telegram-канале. Анонсированный декрет, по мнению Карбалевича, – «это антиконституционная диверсия». «Фактически Лукашенко предлагает передать власть военным, потому что в составе Совета безопасности доминируют руководители силовых структур», – считает эксперт.
Констатировав незаконность действий Лукашенко, эксперты и общественность все же вынуждены задаться вопросом, что же означает такой шаг Лукашенко. По мнению лидера белорусских протестующих Светланы Тихановской, такие действия – это реакция на протесты. «Впервые за 26 лет он начал готовить свой уход», – заявили в пресс-службе Тихановской. «Теперь мы должны закончить начатое и обеспечить его уход в соответствии с законными процедурами. Лучший способ – это переговоры о новых выборах», – говорится в сообщении пресс-службы.
О продолжающейся десакрализации Лукашенко говорит и военный эксперт Егор Лебедок. По его мнению, своим заявлением руководитель Белоруссии «ослабил психологическую блокировку» в сознании сторонников, которая ранее не позволяла им даже думать на тему жизни без Лукашенко. Теперь же «он сам сказал о возможности своей смерти уже не вскользь, а серьезно», констатирует эксперт. Егор Лебедок считает, что решение передать власть Совбезу было призвано успокоить сторонников, но достигло обратного эффекта – дало им понять, что он не вечен.
Попытка оперативного изменения норм Конституции с нарушением процедур, прописанных в законодательстве, тоже вызывает вопросы у экспертов. Напомним, что в планах Лукашенко значится конституционная реформа. Специально созданная Конституционная комиссия сейчас работает над проектом изменений, и референдум по ним должен пройти в конце текущего – начале следующего года. По мнению Валерия Карбалевича, Лукашенко форсирует события, так как поверил в мифический заговор против него. «Он каждый день живет в ожидании покушения на свою власть. Только в таком состоянии можно принимать подобные решения», – считает эксперт. Он констатирует, что, несмотря на многочисленные заверения властей о победе над протестующими, они сами в это не верят. «Этим своим решением Лукашенко показывает, что политический кризис в стране не преодолен, хотя государственные медиа уже несколько месяцев твердят, что победили. Победители так не боятся», – считает Карбалевич.
В намерении передать власть коллективному органу, а не премьер-министру, как того требует Конституция, эксперты видят страх и недоверие к ближайшему окружению. Даже к выходцу из КГБ Роману Головченко, который сегодня возглавляет правительство Белоруссии, у Александра Лукашенко нет доверия. Это сигнал всем «потенциальным «мятежникам», в том числе и силовикам, что «в случае насильственного устранения Лукашенко от власти демократические и правовые перемены в стране все равно не состоятся». «Мол, власть автоматически перейдет к лояльным силовикам, которые сокрушат гипотетических заговорщиков и демократический транзит, если понадобится – с помощью Кремля», – полагает политолог Андрей Елисеев.
Впрочем, надежды на лояльных силовиков могут и не оправдаться, отмечают некоторые местные наблюдатели. Во-первых, у них могут тоже появиться какие-то личные политические амбиции, а во-вторых, декреты и указы, подписанные Лукашенко, будут действовать ровно до того момента, пока он находится во власти.
Если же белорусскому руководителю удастся удержаться и провести референдум по изменению Конституции, то норма о наделении Совбеза особыми полномочиями может перекочевать туда, полагает Артем Шрайбман. Эксперт усматривает в этом казахстанский сценарий транзита власти: Совбез становится неким коллективным силовым политбюро во главе с Александром Лукашенко или его сыном, которое контролирует действия вновь избранного президента. В любом случае это шаг в сторону «усиления силовиков». «Создается механизм«хунты в ожидании», – констатирует Шрайбман.
Минск
комментарии(0)