Александр Лукашенко остается нерукопожатным на Западе. Фото Reuters
Белорусские власти заявляют, что диалог Минска и Вашингтона возможен, если США признают легитимность Александра Лукашенко. Одновременно с этим Конгресс США принимает резолюцию, в которой предлагает считать законными представителями на переговорах о передаче власти Светлану Тихановскую и созданный ею Координационный совет. Политика многовекторности пока недоступна официальному Минску, отмечают эксперты.
Палата представителей Конгресса США констатирует, что «президентские выборы 9 августа 2020 года в Беларуси не были ни свободными, ни справедливыми, поэтому не признает их официально объявленные результаты и Александра Лукашенко в качестве законного президента Беларуси». Текст принятой Конгрессом США резолюции размещен на его сайте 21 апреля.
Документ призывает провести новые свободные и справедливые выборы в Белоруссии под наблюдением ОБСЕ, требует освобождения политзаключенных и всех незаконно задержанных.
Александра Лукашенко резолюция призывает вступить в «открытый и конструктивный диалог с оппозицией и другими заинтересованными сторонами о мирной передаче власти». Авторы документа считают Координационный совет, учрежденный Светланой Тихановской, «легитимным институтом» для участия в этом диалоге. Американские конгрессмены утверждают, что белорусский народ имеет право самостоятельно определять будущее своей страны «без нежелательного вмешательства со стороны Российской Федерации или любых других внешних субъектов, посягающих на независимость и суверенитет Беларуси». При этом они признают, что Александр Лукашенко «продолжает подрывать суверенитет и независимость Беларуси путем попыток интегрировать ее в так называемое Союзное государство под контроль России».
Двумя днями ранее, в понедельник, Госдепартамент США и Минфин сообщили, что возобновляют экономические санкции в отношении девяти белорусских предприятий: «Белорусский нефтяной торговый дом», «Белнефтехим», «Белнефтехим США», «Белшина», «Гродно Азот», «Гродно Химволокно», «Лакокраска», «Нафтан», «Полоцк Стекловолокно». Санкции были введены после выборов 2006 года, а затем в 2015-м их действие было приостановлено. Сейчас контрагентам названных предприятий дано 45 дней (до 3 июня) на то, чтобы прекратить с ними всякие взаимодействия. «Санкции нанесут ущерб не столько предприятиям, сколько их трудовым коллективам, простым работникам и их семьям. В равной степени удар санкций ориентирован и на бюджет страны, за счет которого обеспечиваются интересы простых людей и слабозащищенных слоев населения, включая жизненно важные социальные задачи и проекты в Беларуси», – заявили в концерне «Белнефтехим».
МИД Белоруссии заявил, что «резервирует асимметричный ответ на возобновление санкций США». Этот шаг «фактически направлен на ухудшение материального благополучия белорусских граждан и снижение экономического потенциала нашей страны – одного из столпов белорусской независимости», говорится в заявлении внешнеполитического ведомства.
Отношения Минска и Вашингтона весьма активны, однако далеко не позитивны. За день до возобновления санкций Александр Лукашенко обвинил спецслужбы и политическое руководство США в причастности к подготовке госпереворота и намерении убить его и его детей. Назначенный посол Джули Фишер, которая уже дважды прилетает в Вильнюс, где встречается со Светланой Тихановской, призналась, что белорусские власти не выдают ей визу. Реагируя на это заявление, глава МИД Белоруссии Владимир Макей поставил условие для прибытия американского посла в Минск. «Понятно, для того, чтобы приехать в Беларусь, любому гражданину требуется виза. Поэтому мы хотели бы иметь полную ясность, в каком статусе госпожа назначенный посол намерена работать в Беларуси, если она собирается приехать и делать заявления о нелегитимности режима, то какой смысл тогда делать это», – сказал он в эфире госканала во вторник вечером. При этом Макей заверил, что «белорусская сторона заинтересована в восстановлении прямых контактов», но хотела бы «иметь четкую и понятную перспективу» «дальнейшего взаимодействия по всем направлениям» с американскими партнерами, после чего готова «принять американского посла в любое время».
Уточним, что принятие Конгрессом резолюции не было приурочено к вышеописанным событиям. Документ был подготовлен еще в феврале. К тому же он не является неким документом прямого действия, а лишь излагает позицию. Однако в одном ряду с другими решениями США, главное из которых – чувствительные экономические санкции, он дает основание экспертам говорить о неизменности и твердости позиции США в белорусском вопросе и сомневаться в том, что в Минске в ближайшей перспективе увидят американского посла.
Кстати, решение о продлении санкций было принято раньше намеченного срока – 19 апреля, а не 26-го, как анонсировалось раньше. По мнению политолога Валерия Карбалевича, ускорению способствовало заявление Александра Лукашенко о том, что Байден дал указание уничтожить его. «Это сняло все возможные колебания в американской администрации», – пишет эксперт в своем Telegram-канале. Эксперт не прогнозирует в ближайшее время возобновление политики многовекторности и считает, что Лукашенко будет играть на стороне России. «Я с трудом представляю, как можно разморозить отношения с Западом без разрешения внутреннего политического кризиса в Белоруссии. Особенно сейчас, когда одни за другими вступают в силу западные санкции, когда Лукашенко обвинил Байдена в организации покушения на него. Не вижу впереди никаких возможностей размораживания отношений», – сказал он «НГ». Эксперт также обратил внимание на причастность России к раскрытию заговора и активное обсуждение этой темы в российском информационном пространстве, в том числе упоминание в Послании президента России Владимира Путина. Аналитики в Минске полагают, что усилия союзницы направлены на то, чтобы воспрепятствовать возобновлению диалога Минска с коллективным Западом.
Впрочем, эксперты, зная Александра Лукашенко, не исключают, что к своей политике многовекторности, или качелей между Востоком и Западом, в надежде на дивиденды и с той, и с другой стороны он попытается вернуться. Например, политолог Игорь Тышкевич считает, что еще до июня в стране будут продолжаться жесточайшие репрессии и будут подниматься ставки для диалога с Западом. В конце лета – начале осени начнется этап мягкого торга, а к концу 2021 – началу 2022 года – и сам диалог.
Минск
комментарии(0)