Теперь непросто выбрать продукты: цены кусаются. Фото с сайта www.tut.by
Инфляция в Белоруссии может снова приблизиться к двухзначным цифрам. Административное регулирование цен не помогло их остановить. На фоне политического кризиса белорусы затягивают пояса и ждут ухудшения экономической ситуации.
«Согласно нашей оценке, в апреле–июне рост потребительских цен может составить 1,2%, а в годовом выражении инфляция (июнь к июню) может составить около 9%», – заявил заместитель начальника управления экономического анализа Главного управления монетарной политики и экономического анализа Петр Милевский 19 апреля. При этом в Нацбанке Белоруссии рассчитывают, что за весь год потребительские цены вырастут не более чем на 7%. Это больше, чем прогнозировалось (5%), но пока еще не превышает психологический рубеж в 10%.
Надежды на снижение темпов роста цен во втором полугодии в Нацбанке связывают с их сезонным снижением на плодоовощную продукцию.
Начиная с 2017 года, когда Белоруссия отказалась от использования денежной эмиссии для стимулирования экономического роста, инфляция в стране не выходила за пределы однозначных цифр. До этого бывало, что потребительские цены увеличивались на 50% и более. По статистике, с начала года цены выросли на 3,8%, рост в марте составил 0,7%. В годовом выражении инфляция достигла 8,5%. Больше всего из продуктов в марте подорожали морковь (8,1%), картофель (5,9%), свекла (4,5%), чеснок (4,2%), полуфабрикаты из птицы (3,5%). Сама птица подорожала на 1,8%, свинина – на 2,2%. Растительное масло стало дороже на 2,6%. Подорожали конфеты (2,1%) и печенье (2,8%). Впрочем, некоторые продукты питания, согласно Белстату, при этом подешевели. В частности, рыба мороженая – на 2,5%, свежие огурцы – на 34,5%, бананы – на 1,5%.
Если проследить изменение цен с начала года, то тут больше всего подорожали лекарства, для которых правительство с 1 января отменило льготу по НДС (10% вместо нулевой). За три месяца они подорожали на 11,6%, а по сравнению с мартом 2020 года лекарства стали дороже на 21,8%. Заметно с начала года увеличилась и стоимость услуг ЖКХ – на 7,3%. Водоснабжение стало дороже на 9,4%, электроэнергия – на 8,3%. Эти цены относятся к категории регулируемых государством.
Тот факт, что быстрее всего с начала года росли цены, регулируемые государством, дает основание экспертам говорить, что госрегулирование и есть основная причина их роста. Кроме того, рост цен спровоцировало повышение ставки НДС для некоторых категорий плательщиков. Попытки государства ограничить рост цен 0,2% в месяц и возобновить некогда применяемую практику их полного административного регулирования эффекта не принесли. Комиссия, созданная для того, чтобы давать добро на повышение цен, вынуждена принимать положительное решение, если, например, речь идет об импортном товаре, закупочная цена которого выросла, в частности подсолнечного масла. В противном случае будет создан дефицит того или иного продукта на рынке.
Еще один фактор, способствующий росту цен, – политический кризис, экономическая и социальная нестабильность, вызванные им, и тревожные ожидания населения, в том числе инфляционные.
Выступая на медиазавтраке, организованном Исследовательским центром Института приватизации и менеджмента (ИПМ), Петр Милевский рассказал, что, согласно мониторингу экономической конъюнктуры, проводимому Нацбанком среди компаний, около 90% респондентов ожидают, что в ближайшие три месяца отпускные цены будут расти. Что касается общей оценки ситуации в экономике, то она в целом неблагоприятная. Впрочем, по оценке экспертов Нацбанка, ситуация хоть и ухудшается, но не так быстро, как раньше.
Исследовательский центр ИПМ в понедельник представил результаты своего мониторинга бизнес-настроений, проведенного среди руководителей частных компаний. Результаты исследования показывают, что компании не ждут ни улучшений, ни ухудшений своего положения. При этом они отмечают неопределенность экономической среды, нестабильность экономической политики, недоверие к правовой системе и низкий спрос.
Беспрецедентное снижение спроса зафиксировала статистика – розничный товарооборот в первом квартале упал на 4,5% к уровню первого квартала прошлого года. Экономические эксперты оценивают этот результат как показатель депрессивности. Интересно, что снижение спроса не вызвано снижением доходов населения. Пока они растут – по итогам января-февраля – плюс 3,3% к уровню аналогичного периода прошлого года. Это может значить, что белорусы затягивают пояса в ожидании тяжелых времен. Кроме того, снижение потребления могло стать результатом акций гражданского сопротивления – «меньше покупаем – меньше платим налогов». В непродовольственном секторе снижение в первом квартале составило 8%, в продовольственном – 0,6%. Это говорит о том, что до лучших времен не только отложена покупка непродовольственных товаров, но и есть белорусы стали меньше.
Одновременно с этим граждане переводят свои доходы в иностранную валюту и постепенно изымают из банковской системы валютные вклады. В прошлом году белорусы купили валюты почти на 2 млрд долл. больше, чем продали. Этот тренд выдерживается и в 2021 году. Согласно данным Нацбанка, с начала года чистая покупка населением составила 225,9 млн долл. Почти полтора года удерживается тренд сокращения валютных вкладов населения. Еще на начало 2020 года белорусы хранили в банке 6,2 млрд долл., а по состоянию на начало марта их осталось 4,5 млрд. Помимо недоверия к банковской системе, здесь также играет роль гражданское сопротивление. Протестующая часть общества придерживается предложенной лидерами протестов стратегии: банкомат–обменник–банк. Ее суть в том, чтобы не поддерживать своими деньгами действующий режим, а хранить их дома.
Эксперты отмечают, что пока Национальному банку удается удерживать относительную финансовую стабильность и не допускать возвращения к эмиссионному кредитованию. В частности, Нацбанк принял решение о повышении, пусть и незначительном, ставки рефинансирования с 21 апреля. Она увеличится на 0,75 п.п., до 8,5%, несмотря на острое желание промышленного лобби снизить ее и дать доступ бедствующим госпредприятиям к более дешевым кредитам. Их финансовое положение ухудшается, а это значит, что рано или поздно силовики, находящиеся у власти, заставят экономистов смягчить денежно-кредитную политику.
Минск
комментарии(0)