Антон Геращенко: «Провокаторы получат достойный ответ». Фото с сайта www.mvs.gov.ua
В Украине нарастает противостояние между властью и радикально настроенными активистами. Число акций протеста увеличивается, их настроение становится все более агрессивным. Правоохранительные органы в ответ принимают меры, которые порождают новые протесты. В конце этой недели ситуацию собирается рассмотреть Верховная рада.
Из-за введенного в Украине трехнедельного карантина парламент не работает в обычном режиме. Однако депутаты от правящей партии «Слуга народа» инициируют проведение внеочередного заседания, чтобы рассмотреть ситуацию, связанную с событиями прошлой субботы. В этот день радикалы устроили погром у офиса президента – стены здания были разрисованы краской, стекло на входной двери разбито, табличку с надписью «Президент Украины» забросали пиротехникой. Подобного в Киеве не было даже во времена майданов.
Руководитель фонда «Украинская политика» Константин Бондаренко написал в соцсети, что не понимает причин, по которым правоохранительные органы «дали возможность под радикальными лозунгами громить государственные учреждения». Ответ на этот вопрос дали представители МВД. Начальник департамента коммуникаций министерства Артем Шевченко написал в соцсети, что опыт майдана многому научил правоохранителей: решение не применять силу было принято потому, что участники акции всячески пытались спровоцировать полицию и нацгвардейцев на силовые действия. «В таком случае неизбежно были бы пострадавшие», – пояснил Шевченко, отметив, что именно этого и добивались организаторы акции.
С этим мнением согласен замглавы МВД Антон Геращенко. Он сказал в эфире программы «Свобода слова», что акцию у офиса президента специально назначили на вечер: «Они ожидали увидеть оцепление полиции. И дальше было бы следующее: полицейским бросали бы в лицо файеры, брызгали бы в них слезоточивым газом, били. Далее бы следовала реакция – применение законной силы в отношении митингующих. В СМИ показывали бы, что президент снова окружает себя полицией, ограждаясь от народа». Правоохранительные органы, решившие не вмешиваться в ситуацию в ходе проведения акции, по словам Геращенко, «показали общественности реальное лицо этих митингующих, кем они являются на самом деле». Участников называли даже фашистами, поскольку на здании офиса президента была нарисована свастика. Однако правозащитник Центра гражданских свобод Александра Матвийчук, продемонстрировав видеозаписи, сделанные во время и после проведения акции, заявила, что свастика появилась после того, как активисты ушли. То есть, возможно, кому-то потребовалось представить радикалов в максимально невыгодном свете.
В Киеве все еще спорят, кто из политиков или министров мог быть заинтересован в таком развитии событий. Здание офиса президента уже отмыли от краски и продолжили наводить порядок на площади. Замглавы МВД Геращенко заверил, что на этом история не закончится: «Провокаторы получат достойный, жесткий, законный ответ».
Во вторник в Печерском суде слушалось дело об избрании меры пресечения первому задержанному, им оказался бывший участник антитеррористической операции в Донбассе Влад Сорд. Сторона обвинения утверждает, что именно он разбил стекло в двери офиса президента. Его товарищи собирались пикетировать суд. Тем временем, сообщение о подозрении было вручено еще одному участнику акции – Сергею Филимонову, которого правоохранители считают одним из координаторов субботней акции. Он обнародовал фрагмент сообщения о подозрении, в котором сказано, что Филимонов, «следуя во главе группы неустановленных лиц и подходя к зданию офиса президента Украины по ул. Банковой, 11 в Киеве, давал голосом и жестами указания другим лицам, руководил их действиями, а также зажег пиротехническое средство, что последними было воспринято как сигнал к началу активных хулиганских действий». Сорду, Филимонову, а также другим активным участникам акции грозит до семи лет лишения свободы, утверждают украинские СМИ.
Такой же тюремный срок в конце февраля получил одесский активист, экс-руководитель местной ячейки «Правого сектора» (запрещенной в РФ организации) Сергей Стерненко. Именно этот судебный приговор послужил поводом для протеста радикалов. За прошедший месяц акции проводились и в центре Киева, и у дома президента Владимира Зеленского. Их участники считают приговор Стерненко несправедливым, требуют освободить активиста, а также добиваются освобождения группы бывших участников боевых действий в Донбассе, медиков и волонтеров, которые были задержаны в конце 2019 года по подозрению в причастности к убийству журналиста Павла Шеремета в 2016 году. Акция 20 марта была приурочена ко дню рождения Стерненко.
Активиста осудили по делу о похищении местного депутата в 2014 году. Причиной считается вымогательство 300 грн (в тот период – около 15 долл.). Но в СМИ называют причиной действий Стерненко попытку не допустить развития в Одесской области сценариев, подобных созданию ДНР и ЛНР. Пострадавшего депутата называют одним из пророссийских активистов. Сам Стерненко утверждает, что на него несколько раз готовились покушения. Во время одного из них нападавший получил смертельное ранение, но правоохранители не признают доводы Стерненко о самозищите, его могут осудить по статье об убийстве.
Ситуация возмущает в Украине многих, даже тех, кто не симпатизирует ни одесскому радикалу, ни радикалам вообще. Депутат от партии «Слуга народа» Дмитрий Гурин, который работает в составе парламентской следственной комиссии по фактам нападений на активистов, сказал изданию «Цензор.нет», что считает вынесенный Стерненко приговор неадекватным и несправедливым. «С другой стороны, я думаю, что дело Стерненко – это демонстрация значительно более страшной вещи. Я посмотрел количество оправдательных приговоров по Одессе – меньше 2%. В России – меньше 1%. В Европе – больше 10%. То есть если ты попал в жернова… Прокуратура пишет обвинительный приговор, судья его чуть-чуть правит. И вот так оно выходит: хоп! – и семь лет. Мы видим дело Стерненко как демонстрацию тотальной несправедливости. На самом же деле есть огромное количество подобных дел. И дело Стерненко вскрывает этот тотальный нарыв. Отчего общество так возмущено? От отсутствия справедливости», – сказал депутат.
Пока неизвестно, когда будет рассматриваться апелляция на приговор суда первой инстанции. Однако радикалы уже готовятся к новым акциям. Правящая партия в Верховной раде собирается в конце недели принять заявление, в котором подтвердит право граждан на мирный протест и осудит силовые акции. Оппозиция высмеивает это намерение, указывая, что в Украине множество проблем, которые требуют рассмотрения в Верховной раде больше, чем разрисованные стены офиса президента.
Депутат от партии «Голос» Соломия Бобровская написала в блоге, что многие власть имущие не понимают сути протестов.
Президент Украины в ходе встречи с президентом Европейского банка реконструкции и развития Одиль Рено-Бассо заверил: «Судебная реформа – среди самых сложных вызовов, но в течение трех лет мы полностью ее завершим и создадим прозрачную, эффективную судебную систему в Украине». Активисты и радикалы, судя по всему, не хотят ждать три года. И требуют от главы государства решительных действий уже сейчас.
Киев
комментарии(0)