Процесс над Бабарико освещают только государственные СМИ. Фото Reuters
В Верховном суде Минска начался процесс над менеджерами Белгазпромбанка, в том числе его экс-главой Виктором Бабарико, который посмел замахнуться на президентский пост. Вопреки обещаниям провести открытый суд, власти позволили присутствовать на заседании лишь госпропагандистам и родственникам. Эксперты считают процесс политическим, а его результат – предсказуемым.
У здания суда, где должны были судить менеджеров Белгазпромбанка, с самого утра 17 февраля выстроилась очередь желающих попасть на заседание (не менее сотни человек). Однако сделать этого они не смогли. Для этого громкого процесса был выделен самый большой в городе зал суда, но туда не пустили никого, кроме адвокатов, представителей государственных СМИ, дипломатов некоторых европейских стран и США, а также родственников подсудимых. В суде мотивировали это тем, что нет мест. При этом первые попавшие в зал утверждали, что, когда они зашли, там уже сидело около десятка молодых крепких парней с красно-зелеными ленточками на запястьях. Всех, кого пропустили в зал, обязали сдать телефоны в камеру хранения. Здание суда оцеплено металлическим забором, убран транспорт с парковки, подготовлен автозак, автобус с ОМОНом, к зданию приехали и саперы. Виктора Бабарико привели на заседание в наручниках.
В связи с запретом присутствовать на заседании представителям негосударственных СМИ правозащитный центр «Весна» обратился со срочным заявлением в Совет по правам человека ООН. Он просит дать оценку нарушению принципа гласности судебного разбирательства и дискриминационному подходу при аккредитации независимых СМИ.
Помимо экс-главы Белгазпромбанка Виктора Бабарико на скамье подсудимых еще шесть человек: и.о. председателя правления Белгазпромбанка Кирилл Бадей, заместители председателя Сергей Шабан, Дмитрий Кузьмич, Александр Ильясюк и Сергей Добролет и руководитель компании «Активлизинг» Виктор Кобяк. В качестве обвиняемого проходит по делу еще бывший зампред Алексей Задойко, однако он находится в зале суда, а не на скамье подсудимых.
Топ-менеджеров Белгазпромбанка обвиняют в том, что они в составе организованной группы брали взятки в особо крупном размере. Виктора Бабарико плюс к этому обвиняют в легализации доходов, полученных преступным путем. Виктор Кобяк проходит по делу как тот, кто давал взятки «в особо крупном размере» (не менее 2,5 млн долл.).
Защищают менеджеров банка более 10 адвокатов. В начале процесса защита Виктора Бабарико подала три ходатайства (отвод судьи на основании того, что его жена является партнером адвоката одного из обвиняемых, право на гласность и изменение меры пресечения). Затем еще два ходатайства после обеда – о снятии ареста с имущества Бабарико и его дочери (квартира и гараж). Все пять ходатайств не были удовлетворены. Еще одно ходатайство защиты (дать судебную оценку заявлениям государственных СМИ о виновности Виктора Бабарико) осталось не рассмотрено, а ходатайство самого Бабарико (разрешить ему жестикулировать и один день в неделю знакомиться с делом и общаться с адвокатами) было удовлетворено частично – жестикулировать разрешили во время дачи показаний.
«Следствие проведено абсолютно объективно, беспристрастно. Огромный, большой массив доказательств убедительных, свидетельствующих о том, что это абсолютно коррупционное дело. Это чистой воды уголовщина. Практически все обвиняемые признали свою вину, дали признательные показания, кроме Бабарико. Сотрудничают со следствием», – заявил генеральный прокурор Андрей Швед.
Однако, кроме представителей белорусской власти, никто не думает, что дело – «чистейшей воды уголовщина». Эксперты и местная общественность убеждены в политической подоплеке дела Белгазпромбанка. Виктора Бабарико и его сына Эдуарда задержали 18 июня 2020 года, в последний день сбора подписей, когда они должны были отвезти эти подписи в ЦИК. Его инициативная группа насчитывала 8,5 тыс. человек, она смогла собрать 435 тыс. подписей при требуемой законодательством норме в 100 тыс. Это максимальные результаты за всю историю современной Белоруссии. Александр Лукашенко не мог допустить такого сильного соперника к участию в выборах, и появилось «дело Белгазпромбанка».
«У нас сегодня в стране если ты политик, то оказываешься виноватым в том, что хочешь прийти к власти, если журналист, то твоя вина в том, что ты освещаешь то, что происходит, если адвокат, то твоя вина в том, что ты защищаешь людей, а если ты народ, то твоя главная вина в том, что ты хочешь выбрать нового президента», – прокомментировал происходящее в Белоруссии оппозиционный политик, экс-кандидат в президенты Андрей Дмитриев.
Виктор Бабарико, даже будучи в тюрьме, остается самым популярным политиком Белоруссии. По данным последнего исследования британского центра Chatham House, его рейтинг составляет 35%, в то время как Лукашенко – 24%. «Если бы в стране произошли свободные выборы, то он скорее всего стал бы президентом», – считает политолог Валерий Карбалевич. Впрочем, по оценкам экспертов, летом, в разгар кампании, его поддерживало более 50% населения, поэтому стремление власти максимально изолировать такую популярную личность от общества понятно.
Фактическая закрытость процесса, отсутствие доступа для независимых от государства СМИ свидетельствуют о том, что власти сами понимают, насколько слабо выглядит позиция обвинения. Впрочем, некоторые аналитики не исключают, что на судьбу главы белорусской «дочки» Газпромбанка может повлиять грядущая встреча президента России Владимира Путина с Александром Лукашенко.
Минск
комментарии(0)