Белорусские девушки требуют освободить политзаключенных. Фото с сайта www.tut.by
С момента старта президентской кампании в Белоруссии против оппонентов власти возбуждено 1800 уголовных дел, из них более 300 – за оскорбление представителей власти и милиции. За насилие в отношении демонстрантов и даже убийства не возбуждено ни одного дела.
С начала кампании по выборам президента, то есть с мая 2020-го, в стране заведено более 1800 уголовных дел против участников президентской гонки, активистов их штабов, участников мирных акций протеста, которые прошли по окончании избирательной кампании, сообщил в понедельник правозащитный центр «Весна». По официальным данным, с 9 августа 2020 года зарегистрировано 1750 преступлений, связанных с массовыми беспорядками, угрозами, насилием, сопротивлением силовикам.
Из них 667 совершены в отношении силовиков. По данным ГУВД МВД, на начало февраля было возбуждено 332 уголовных дела за клевету, оскорбление представителей власти и сотрудников милиции.
По данным «Весны», самыми «популярными» статьями УК являются 239 (массовые беспорядки, 182 человека), 342 (организация или активное участие в групповых действиях, которые грубо нарушают общественный порядок, около 240), 363 (сопротивление сотруднику органов внутренних дел) и 364 (насилие или угроза применения насилия в отношении сотрудника милиции). Кроме того, в отношении оппонентов власти активно используется экономическая статья – 243 (уклонение от уплаты налогов). По ней обвиняется главный соперник Александра Лукашенко – экс-глава Белгазпромбанка Виктор Бабарико.
Довольно типичным является уголовное дело, процесс по которому начался в понедельник в Бресте. На скамье подсудимых 10 человек. Их обвиняют в совершении действий, грубо нарушающих общественный порядок. Это выразилось в том, что 13 сентября во время акции протеста они водили хоровод на проезжей части. В результате пострадали троллейбусный и автобусный парк, так как транспорт вынужден был остановиться. Этот процесс – не первый в «хороводном деле». Всего там 50 обвиняемых, судят их партиями по 10 человек. Нынешняя партия – вторая. Приговор первой группе обвиняемых будет вынесен 25 февраля, обвинение запросило для большинства из них по полтора-два года домашней химии, нескольким фигурантам – химия с направлением в исправительное учреждение. Среди обвиняемых – программисты, учителя, студенты, грузчики, руководители и сотрудники частных компаний.
Наряду с этим за «тяжкие телесные повреждения мизинца» сотрудника милиции, как грустно шутят белорусы в соцсетях, граждане получают реальные сроки. Не говоря уже о каких-то более серьезных действиях. В понедельник Следственный комитет сообщил, что закончил расследование в отношении 25-летнего минчанина, который в первые дни протестов сбил на автомобиле пятерых сотрудников внутренних войск. Его обвиняют сразу по четырем уголовным статьям и ему грозит 25 лет лишения свободы.
Защищает Лукашенко и своих пропагандистов. Также в понедельник стало известно, что закончено следствие и будет передано в суд дело переводчицы Ольги Калацкой. По версии следствия, она ударила одного из самых одиозных пропагандистов – Григория Азаренка. Ей грозит до шести лет лишения свободы. На этой неделе начнется процесс по делу о раскрытии врачебной тайны. Его фигуранты – врач Артем Сорокин и журналистка TUT.BY Катерина Борисевич, которые сообщили о том, что избитый во время задержания до смерти активист Роман Бондаренко был трезв вопреки заявлениям пропагандистов и самого Лукашенко.
Новые дела возбуждаются почти ежедневно, суды штампуют приговоры нон-стоп, число заключенных, которых правозащитники признают политическими, постоянно увеличивается. В понедельник список пополнился еще 10 фамилиями участников протестов, получивших за это реальные сроки лишения свободы. Сейчас в списке политзаключенных 246 фамилий. Всего находятся в заключении и проходят по уголовным делам порядка тысячи граждан. Такого количества политических еще не было в современной Белоруссии, констатируют наблюдатели.
Эксперты отмечают, что в данный момент власть Лукашенко держится только на силовиках. Во время выступления на Всебелорусском собрании он фактически подтвердил это, перечислив всех, кто выступил против власти. В перечне были и чиновники, и учителя, и бизнесмены, и студенты. Не было только силовиков. Чтобы не потерять эту последнюю опору, Лукашенко придерживается политики вседозволенности в отношении силовиков. Несмотря на тысячи заявлений о насилии и пытках с их стороны в отношении мирного населения, 450 из которых зафиксированы экспертами ООН, власти Белоруссии не возбудили ни одного уголовного дела по этому поводу. Не возбуждены уголовные дела даже по фактам смерти от огнестрельного оружия (Александр Тарайковский и Геннадий Шутов) и от побоев, нанесенных во время задержания (Роман Бондаренко). Если только будет дан ход хотя бы одному делу о насилии, число готовых выполнять преступные приказы начнет быстро уменьшаться, объясняют эксперты происходящее.
По инициативе противников Лукашенко, находящихся за рубежом, расследования в отношении белорусских силовиков начали вести зарубежные правоохранительные органы в рамках универсальной юрисдикции. Представитель инициативы BYBOL, объединяющей бывших силовиков, Матвей Купрейчик рассказал о том, что в Литве уже расследуются 5 таких дел, для направления в прокуратуру Польши готовятся еще 11. Одно заявление подано в Чехии, готовятся к подаче в этой стране еще 10. Как сообщалось, для начала такого расследования нужно, чтобы жертва насилия находилась на территории страны, где подается заявление. Литва имеет опыт подобных расследований, рассказывал советник Светланы Тихановской Александр Добровольский. В частности, похожим образом расследовались дела в отношении тех, кто скрывался от следствия после событий 1991 года в Вильнюсе. «В Литве есть четкое описание ситуации в Уголовном кодексе. Также есть политическая воля – правоохранительные органы проводят расследования, несмотря на возможные международные конфликты», – утверждал он. Пусть в Белоруссии наказать силовиков, применивших насилие к мирным гражданам, пока невозможно, но признанные виновными, они не смогут выехать ни в одну страну мира без риска быть арестованными.
Минск
комментарии(0)