Светлана Тихановская считает, что Лукашенко приведет страну к краху. Фото Reuters
Всебелорусское народное собрание должно было продемонстрировать, что Александр Лукашенко победил в противостоянии с народом и является легитимным президентом. Однако эксперты и общественность услышали совсем другое. Белорусский правитель понимает, что большинство белорусов его уже не поддерживает.
Всебелорусское народное собрание (ВНС) проходило два дня – 11 и 12 февраля. Главным выступающим на нем был сам Александр Лукашенко, несмотря на то что на трибуну выходили пара десятков «представителей трудовых коллективов». Помимо основного почти четырехчасового доклада белорусский руководитель комментировал выступления и попутно делал заявления. Записанного в повестке дня обсуждения путей социально-экономического развития страны на будущую пятилетку не получилось, констатировали эксперты и общественность. Как не получилось и демонстрации заявленного накануне единства нации и триумфа победившей власти.
Физически на мероприятии не присутствовали оппоненты власти. Едва ли можно считать таковым экс-кандидата в президенты Анну Канопацкую, которая в ходе президентской кампании дискредитировала себя как оппозиционный политик одиозными заявлениями и в адрес политической оппозиции, и в адрес протестующих. Тем не менее даже ее выступление, в котором она признавала, что власть победила, не пустили в эфир – «на всякий случай, вдруг что-то не то скажет», прокомментировали ситуацию местные наблюдатели. Лукашенко не хочет слышать даже бутафорскую оппозицию, констатировали эксперты. В то же время противники незримо присутствовали на ВНС постоянно. «Все выступление Александра Лукашенко на всенародном собрании было насквозь полемичным. Он обращался к оппонентам, спорил с ними. Так что протестующее общество незримо присутствовало на Всебелорусском народном собрании», – пишет по этому поводу в своем Telegram-канале политолог Валерий Карбалевич. «Сам факт того, что Лукашенко вынужден все время спорить с оппонентами, невольно показывает их силу и влияние», – считает эксперт.
В ходе полемики с воображаемыми оппонентами Александр Лукашенко признал, что его не поддерживают даже чиновники, а общество расколото. «Так они ж, говорит, половина бэчебэшники, а половина – глаза в стол прячут, когда начинают говорить о государственных вопросах», – процитировал он признание некоего пенсионера, который «зашел в райисполком». «Что же произошло с нашим чиновничьим людом? Там немного «переобулись». Но очень, наверное, многие спрятались под плинтус. Их надо оттуда выкуривать, выгонять из-под плинтуса. Но почему вдруг?» – признавался и сокрушался Лукашенко. «Приходит государственный служащий, человек в погонах в такие частные медицинские клиники – почти сплошь и рядом: ты, «ябатька», вон отсюда, я тебя лечить не буду!» – рассказал он о неприятии «ябатек» в медицинском сообществе. «Не буду называть компанию – мы ее просто сейчас вырезаем… Возьмите белорусский товар, продовольствие». – «Вы «ябатьки», белорусское? Вон отсюда!» – привел он пример раскола в бизнесе.
Противники власти и глубокий идеологический раскол есть и в детских садах, утверждает Лукашенко. «В эти острые периоды в детский садик ребеночка ведут: а, ты там за действующую власть – вон со своим ребенком из детского сада», – привел он еще один пример.
Белорусский руководитель признал, что его не поддержал частный бизнес. «Около 200 предприятий вот этих вот бизнесменов закрылись в знак солидарности (с бастующими рабочими. – «НГ»)», – рассказал он и стал грозить расправой без суда и следствия за то, что посмели противиться власти. «Я предупредил Комитет госконтроля: закрылись, не мы ж закрывали, и чтобы ни одно не открылось!» – признался он, что распорядился закрыть все компании, которые поддержали объявленную лидером протестов Светланой Тихановской забастовку. После безобидного выступления главы Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора Кунявского Жанны Тарасевич, которая перечислила в очередной раз все проблемы частного бизнеса (о них говорят уже 25 лет), Александр Лукашенко взял слово и разразился гневом в их адрес. Он пообещал весь бизнес, который не согласен с позицией власти, «выжигать каленым железом» и «приводить в чувство». «Бизнесмены, начинайте работать на государство. Спуска вам не будет, если вы отступите от этой линии», – предупредил он. «Из его намеков понятно, что причина чисто политическая. Во время острого кризиса бизнес не поддержал Лукашенко. Вот и вся причина», – считает Валерий Карбалевич.
Некоторые эксперты и наблюдатели считают, что еще одним воображаемым собеседником Лукашенко был президент России Владимир Путин. В частности, на это обратил внимание в своем интервью для DW руководитель делегации для связей с Белоруссией Европарламента Роберт Бедрань. «Лукашенко это все делал скорее для Путина, чтобы показать, что держит все под контролем. Потому что если Путин увидит, что Лукашенко не контролирует ситуацию, то может решить, что лидера Белоруссии пора менять», – считает он. «Я самый пророссийский, давайте побольше финансов, иначе к власти придут антироссийские чудовища», – отмечает адресованное руководству России сообщение политолог Андрей Елисеев. Он также обратил внимание на то, что Лукашенко уже готов и к опробованной ранее торговле с ЕС. «Возвращайтесь в прежний режим отношений и тоже давайте побольше денег, иначе получите большее российское влияние у ваших границ» – такой посыл, по мнению эксперта, был отправлен Евросоюзу.
В ходе выступлений Лукашенко фактически признался, что понимает неотвратимость наказания за свои деяния и что его сторонников оно тоже ждет. Так эксперты трактуют то, что он в качестве главных условий своего ухода назвал прекращение протестов и гарантии безопасности для его сторонников. «Значит, Лукашенко понимает, что поддержки в народе у него нет. Что ему придется уходить. Более того, они понимает, что после него придут люди, которые спросят с тех, кто активно содействовали режиму во всех его безобразиях», – комментирует эти высказывания член политсовета Объединенной гражданской партии Лев Марголин.
Оправдались частично и прогнозы лидеров протестов о том, что Лукашенко готовит конституционный переворот. Напомним, об этом говорил экс-министр культуры и бывший дипломат Павел Латушко. Правда, он полагал, что ВНС может уже утвердить проект новой Конституции, однако закреплены в резолюции лишь планы этого конституционного переворота. Речь идет о придании ВНС конституционного статуса некоего высшего представительства народа. «Лукашенко показал, какой будет Беларусь при нем. Это страшный кризис. Тотальная изоляция. Крах экономики. И, как следствие, угроза суверенитету», – высказалась о заявлениях Лукашенко на ВНС Светлана Тихановская.
Минск
комментарии(0)