Денис Шмыгаль сказал Йенсу Столтенбергу, что Украина заитересована в сотрудничестве с НАТО по обеспечению безопасности в Черном море. Фото с сайта www.nato.int
В четверг в Брюсселе состоится заседание Совета Украина–ЕС. Как сказано в официальном сообщении, участники подведут итоги первых лет действия Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, а также обсудят «события, связанные с ее суверенитетом и территориальной целостностью». По второму блоку вопросов украинская делегация уже провела переговоры с НАТО.
Во вторник премьер правительства Денис Шмыгаль, возглавляющий украинскую делегацию на переговорах в Брюсселе, встретился с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. Киев озвучил инициативы, которые могут быть реализованы в рамках «Партнерства с расширенными возможностями» – этот статус Украина получила в 2020-м. «Мы заинтересованы в расширении сотрудничества с альянсом в сфере безопасности в Черном море», – сказал Шмыгаль на пресс-конференции после переговоров.
Он также отметил, что Украина намерена в этом году начать строительство двух военно-морских баз на Черном и Азовском морях. «Программа расширенных возможностей должна стать эффективным инструментом практического сближения Украины с НАТО, переведения ВСУ (Вооруженных сил Украины. – «НГ») на стандарты альянса, усиления восточного фланга НАТО, улучшения безопасности путем увеличения присутствия НАТО в регионе Черного моря», – сказал украинский премьер.
В среду, как сообщается на официальном сайте украинского правительства, была озвучена новая инициатива. Министр инфраструктуры Владислав Криклий в ходе переговоров с замгенсекретаря НАТО по вопросам оборонной политики и планирования Патриком Тернером сказал, что Украина надеется на поддержку НАТО «в мониторинге воздушной ситуации вдоль границы с Россией». И предлагает использовать для авиаопераций НАТО воздушное пространство в Симферопольском районе полетной информации (РПИ). Это означает, как сказано в официальном сообщении, что транспортные операции НАТО могут осуществляться «над суверенной территорией Украины и над открытыми водами Черного моря, где ответственность за обслуживание воздушного движения делегирована Украине международными договорами».
Криклий пояснил, что Украина придерживается курса на интеграцию в евро-атлантические системы коллективной безопасности. Одной из составляющих сотрудничества является обмен данными о воздушном движении. «Принимая во внимание обновленный бюллетень EASA (Европейского агентства авиационной безопасности. – «НГ») о безопасности полетов в Симферопольском районе полетной информации, а также отмену ограничений Федерального управления гражданской авиации США на полеты в Симферопольском РПИ, мы предлагаем использовать эту часть воздушного пространства для авиаопераций НАТО по транспортировке войск, оборудования, грузов и т.п.», – сказал украинский министр.
Параллельно длилась подготовка к заседанию Совета Украина–ЕС. Этот орган был создан на этапе окончательного утверждения Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, заседания проводятся ежегодно. В прошлом году из-за пандемии коронавируса встреча была отложена. Но в октябре состоялся саммит Украина–ЕС, в ходе которого были заявлены основные темы для дальнейших переговоров. В частности, Киев взял курс на пересмотр некоторых позиций в торгово-экономической части действующего соглашения. Советник вице-премьер-министра по вопросам европейской и евро-атлантической интеграции Алексей Рябчин написал в статье, опубликованной GMK-center: «Возможность пересмотра Соглашения об ассоциации после пяти лет с момента его подписания предусмотрена в самом документе – статьей 29. Этот пункт дает нам возможность обновить дополнения к соглашению без пересмотра основного текста и без необходимости ратификации всеми сторонами (то есть каждой из стран – членов ЕС. – «НГ»)».
О необходимости изменений в экономическую часть в Киеве говорят уже несколько лет. Рябчин сослался на результаты опроса, проведенного Институтом экономических исследований и политических консультаций: около 40% украинских компаний положительно оценили влияние зоны свободной торговли с ЕС на их деятельность; почти 51% сказали, что не ощутили действия нового соглашения; 5,6% указали на негативные последствия. С критикой выступают в основном экспортеры украинской продукции, а импортеры товаров ЕС, напротив, говорят, что их компании выиграли. Этот перекос сам по себе свидетельствует о том, что Украине нужен пересмотр некоторых пунктов соглашения.
Советник вице-премьера обозначил, о каких именно поправках может идти речь: «Проводился опрос, в котором приняли участие более 50 бизнес-ассоциаций и несколько тысяч украинских компаний. Агросектор, транспортная отрасль, легкая промышленность, фармацевтика, часть машиностроения хотят расширения доступа на рынки ЕС. Отдельные сектора экономики – машиностроение, металлургия – хотят большей защиты собственного рынка». Кроме того, как отметил чиновник, за последние несколько лет ситуация объективно изменилась: «Мы открываем новые экономические возможности, которые не были учтены ранее. В сферу действия договора войдут новые отрасли, которые ранее не были указаны, а значит, не имеют торговых преференций или квот, либо их нужно увеличивать…»
У ЕС тоже есть свои пожелания, отметил чиновник. Он напомнил, что за время действия соглашения Евросоюз стал основным торговым партнером Украины, удельный вес торговли товарами и услугами с ЕС составил в 2019 году 40,1% от общего объема. Следовательно, сторонам придется искать компромиссные решения, и переговоры о внесении поправок в действующие документы будут непростыми и длительными.
В ходе нынешнего визита в Брюссель глава украинского правительства повторил, что Киев ожидает внесения изменений в экономическую часть соглашения. В ходе встречи с президентом Евросовета Шарлем Мишелем Денис Шмыгаль сказал: «Мы рассматриваем Соглашение об ассоциации как инструмент интеграции Украины в ЕС, а работу по имплементации соглашения – как основу для сшивания наших экономик и рынков».
По сообщению издания «Европейская правда», в Брюсселе задают вопросы Киеву по поводу политической части соглашения. Вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис в ходе обсуждения в Европарламенте отчета об имплементации Соглашения об ассоциации отметил, что в Украине проводятся реформы, однако, «несмотря на заметный прогресс, широко распространенная коррупция продолжает тормозить процесс реформ». В ЕС указывают на необходимость судебной реформы, а также на обеспечение свободной деятельности антикоррупционных органов. Накопившийся комплекс проблем и вопросов вряд ли будет решен на одном заседании Совета Украина–ЕС. Как ожидается, стороны подпишут итоговый документ, который станет своеобразным планом нового этапа сотрудничества и очередным домашним заданием для украинской стороны.
На атмосферу разговора с украинской делегацией, как считают эксперты, могут повлиять итоги недавнего визита в Москву главы европейской дипломатии Жозепа Борреля. Политический эксперт Олеся Яхно отметила в блоге, что «Боррель и другие европейские дипломаты признали его визит в Москву неудачным и констатировали, что Россия и Европа все больше отдаляются друг от друга». По его мнению, российская сторона «не воспользовалась президентством Дональда Трампа, когда отношения между США и Европой были далеко не лучшими». Яхно заметила: «Никак не воспользовалась, что хорошо для нас. И сейчас при Джозефе Байдене США и Европа опять будут сближаться. И это уже вопрос, насколько Украина сможет этим воспользоваться».
Киев
комментарии(0)