Бабарико не хочет каяться. Фото со страницы Виктора Бабарико в Twitter
В Минске прошло предварительное заседание суда по делу, которое обещает быть самым громким. Процесс над сотрудниками белорусской дочки Газпромбанка официально имеет экономическую подоплеку. Однако местная общественность убеждена, что главная причина в амбициях экс-главы банка Виктора Бабарико, пожелавшего занять место Александра Лукашенко.
Судебный процесс по делу Виктора Бабарико начнется 17 февраля. Так было заявлено в четверг по итогам предварительного судебного заседания. Его, топ-менеджеров Белгазпромбанка Кирилла Бадея, Сергея Шабана, Дмитрия Кузьмича, Алексея Задойко и Александра Ильясюка, а также директора ООО «Приватлизинг» Сергея Добролета и директора «Активлизинга» Виктора Кобяка будет судить сразу Верховный суд. В данном случае дело не только в важности процесса. Как накануне заявляла защита экс-банкира, это означает, что вынесенный приговор не будет подлежать обжалованию. «Если дело в первой инстанции рассматривает Верховный суд, то над ним нет апелляционной инстанции. Значит, и права на апелляционное обжалование у обвиняемого в таком случае нет», – пояснил адвокат Дмитрий Лаевский. Правозащитники уже обратили внимание на то, что такое решение нарушает стандарты справедливого судебного разбирательства, закрепленного в Международном пакте о гражданских и политических правах.
Предварительное судебное заседание было выездным и прошло в самом большом зале суда белорусской столицы – суда Московского района. Накануне были предприняты беспрецедентные меры безопасности: здание суда было ограждено, к нему подогнали автозаки и автобусы, вход туда был всем запрещен, отменены все другие процессы и процедуры. К освещению был допущен узкий круг СМИ, ведущие негосударственные издания в него не вошли.
Все обвиняемые находятся под арестом уже более полугода. В частности, сам Виктор Бабарико был задержан 18 июня, когда планировал ехать в ЦИК сдавать собранные в его поддержку как кандидата в президенты подписи. На предварительное заседание обвиняемых конвоировали вооруженные автоматами охранники с собаками, как будто серийных убийц и насильников. Однако самого Виктора Бабарико на предварительном заседании не было. Причина в том, что он, в отличие от «подельников», со следствием не сотрудничал. Как было заявлено в ходе заседания, все они заключили досудебное соглашение, признали свою вину, оказывали содействие следствию «в изобличении иных лиц», обязались возместить причиненный ущерб.
«Иное лицо», которое изобличали, судя по всему, Виктор Бабарико – единственный, кто не каялся и никого не изобличал. Раздражение власти по этому поводу высказал ставший ее рупором бывший соратник Бабарико Юрий Воскресенский. «Я думаю, что Виктор Дмитриевич живет в каком-то своем измерении, потому что президент на круглом столе ему предложил раскаяться и вернуть все стране и народу. И если бы он берег своих людей (а мы знаем, что сейчас судят именно его команду), он бы сделал все, чтобы их спасти и чтобы семьи этих людей не страдали из-за него. Но он, возможно, считает себя мессией и хочет кого-то там спасти, но не может спасти даже своих людей», – цитирует его госинформагентство Белта.
Напомним, что Виктора Бабарико обвиняют в получении взятки в особо крупном размере и легализации доходов, полученных преступным путем, также в особо крупном размере. Остальных топ-менеджеров – в получении взяток в особо крупном размере. Виктора Кобяка – в даче взятки на сумму не менее 2,5 млн долл. Тот факт, что его преступная деятельность вскрылась лишь после того, как он заявил о своих президентских амбициях, не дает никаких оснований для сомнений в политическом характере процесса. Бабарико руководил банком 20 лет и прошел не один аудит и не одну проверку, которые не зафиксировали никаких нарушений.
Местная общественность не сомневается, что процесс будет показательным, а приговор в отношении Бабарико – обвинительным. В условиях правового дефолта, который сейчас имеет место в Белоруссии, речь совершенно не идет о том, чтобы установить реальные обстоятельства дела. Задача власти – не только наказать Виктора Бабарико, посмевшего подумать, что он может заменить единственного и незаменимого Александра Лукашенко, но и показать всем, чем это чревато. Тем более что, по оценке аналитиков, Бабарико имел все шансы стать президентом. Он обладал беспрецедентным уровнем поддержки, и это особенно раздражает Лукашенко.
О сути обвинений детально можно будет судить, когда станут известны обстоятельства дела. Однако уже сейчас эксперты говорят о том, что в бизнесе есть достаточно много операций, которые носят двойственный характер и их можно рассматривать и как законные, и как преступные. В обвинении Бабарико ставка будет сделана на показания «соучастников» преступления, полагают эксперты, исходя из сложившейся на данный момент ситуации. Эти люди «случайно» попали в водоворот из-за того, что доверились «одному незрелому политику», транслировал мнение власти Юрий Воскресенский, тем самым признавая, что все «подельники» Бабарико – фактически заложники. Согласно логике власти, экс-банкир должен был раскаяться, признаться в преступлениях и тем самым оправдать действия Лукашенко, который уверяет, что борется с преступностью, а не с политическими оппонентами.
Впрочем, попытки Лукашенко оправдаться имели бы смысл, если бы дело Белгазпромбанка было единственным. Правозащитники, признавая заключенных политическими, уточняют, что с теми, кого обвиняют в экономических преступлениях, сложнее всего. Не всегда хватает данных, чтобы разобраться в ситуации. Однако в Белоруссии количество задержанных по разного рода нелепым обвинениям исчисляется сотнями. Только в четверг суды вынесли пять приговоров с реальными сроками по уголовным делам в отношении участников протестов. Например, директор концертного агентства Horse&Vega Иван Коневега получил три года колонии общего режима за то, что похлопал по капоту машину ГАИ. В четверг обыски начались в офисе компании, управляющей магазинами сети «Грин»: по предварительной информации, магазин провинился в том, что изготавливал бело-красно-белое печенье. Пока нет никаких оснований говорить о том, что легитимность Лукашенко как внутри страны, так и за рубежом восстанавливается. Показательны в этом смысле последние действия США. Назначенный посол США в Белоруссии Джули Фишер начала свою миссию с визита в Европу, где первым делом встретилась с представителем противников Лукашенко Павлом Латушко. В ходе встречи она заявила о поддержке борющихся за право выбора белорусов и поделилась планом встретиться с лидером белорусских протестующих, экс-кандидатом в президенты Светланой Тихановской.
Минск
комментарии(0)