Несмотря на жесткие меры властей, протесты в Минске продолжаются. Фото Reuters
Белорусский судебный конвейер выносит приговоры каждый день. Реальные сроки лишения свободы граждане получают за поцарапанные машины силовиков, сутки административного ареста за прогулки в лесу, возбуждаются все новые уголовные дела, кто может, бегут из страны. Белоруссия возвращается в худшие сталинские времена, констатируют эксперты.
Утро среды началось с обсуждения распространенной некоторыми Telegram-каналами информации о задержании бывшего премьер-министра Белоруссии Сергея Румаса. Александр Лукашенко уволил его уже в разгар избирательной кампании, в июне 2020 года, назначив на его место выходца из силовых структур Романа Головченко. По мнению экспертов, либерал Румас совершенно не подходил на роль главы правительства в сложный избирательный период.
С тех пор Сергей Румас почти не присутствовал в публичном пространстве. В августе, когда проходил первый, самый масштабный воскресный протестный марш белорусов (по оценкам, в нем участвовало около 300 тыс. человек), жена экс-премьера Жанна разместила в своем аккаунте в социальной сети фото, где они с мужем стоят на крыше Банка развития на фоне проходившего внизу марша, и написала, что дух захватывает и от высоты, и от происходящего внизу. В тот же день в аккаунте sergeyrumas в Instagram появился пост с осуждением насилия. «То, что происходит в Минске, – это недопустимо по отношению к гражданам Республики Беларусь. Насилие в XXI веке не должно быть оправдано, все виновные должны понести наказание. Поведение органов правопорядка, милиции, ОМОНа является недопустимым, массовые задержания протестующих являются нарушением их прав и свобод», – говорилось в публикации. Однако после того, как пост начали комментировать, жена экс-премьера заявила, что у ее мужа нет аккаунтов в социальных сетях. После этого имя Сергея Румаса несколько раз упоминалось при обсуждении возможного диалога с властью в качестве кандидатуры, которая могла бы возглавить переходное правительство.
В среду с утра жена Сергея Румаса сообщила, что ее муж уехал из Минска. К концу дня газета «Наша нива» сообщила о том, что Румас не задержан и находится за рубежом. При этом издание пишет о задержаниях среди близких друзей экс-премьера.
На момент сдачи номера в печать официальных подтверждений этих версий не было, но в условиях белорусского террора они не кажутся нереальными. «Успел сбежать и правильно сделал», – прореагировали соцсети на историю с Румасом. Эксперты успели даже высказаться о возможных претензиях власти к экс-премьеру. «Лукашенко взялся за зачистку всех, кто мог выказать какую-либо нелояльность, сомнения в «мудрости» вождя. В условиях «военного положения» правящая верхушка должна быть полностью консолидирована, сомневающиеся и колеблющиеся – уничтожены. Если и был какой-то раскол в элитах, то диктатор решил его устранить репрессиями», – написал в своем аккаунте в социальной сети политолог Павел Усов. Проживающий в Киеве белорусский политолог Игорь Тышкевич увидел в этом российский след. «Если Румас действительно задержан, то стоит поинтересоваться, с кем из РФ он мог иметь контакты за последние два месяца», – пишет он также в своем аккаунте. «В Кремле недовольны затягиванием времени. На переходный период нужна кандидатура, потенциально популярная у ядра протестов и авторитетная среди управленцев. Румас – одна из таких фигур», – рассуждает эксперт.
Тем временем в стране продолжаются суды по уголовным и административным делам задержанных ранее граждан. Выносятся приговоры, которые правозащитники и юристы оценивают как чудовищные, а экспертам дают основания говорить о терроре в стране и возвращении в сталинские времена. Так, в среду, 3 февраля, суд Минского района вынес приговоры по уголовному делу против пятерых минчан, задержанных еще 29 сентября за повреждение автомобиля жены милиционера. Они прокололи шины автомобиля, запенили монтажной пеной двери, залили краской кузов. Эти действия были квалифицированы как злостное хулиганство. Старший из осужденных, 39-летний Антон Быковский (тренер по карате) получил 6 лет колонии усиленного режима. Младший, 28-летний развозчик пиццы Павел Сахарчук – 2,1 года колонии общего режима. Остальные – 2 и 3 года тоже общего режима.
В тот же день в суде Фрунзенского района начался процесс над 34-летним программистом Степаном Чикилевым, который попал под колеса милицейского автомобиля. Милиция ехала по встречной полосе, Степан получил серьезные травмы и лежал в больнице, но судят за хулиганство его. Согласно материалам следствия, Чикилев «прицельно» бросал что-то в автомобиль милиции, но не попал, а попал лишь в металлическое ограждение проезжей части, чем нанес ему ущерб на 1180 руб. (более 400 долл.). Сейчас ему грозит 6 лет лишения свободы. Судят рабочих, которые бастовали. Жлобинский районный суд вынес приговор трем рабочим, которые остановили печи на Белорусском металлургическом заводе. Один получил 3 года лишения свободы, двое – по 2,5 года.
Не прекращаются суды и по административным делам. Массовых акций сейчас нет, люди выходят небольшими группами, договариваются только лично, и силовикам сложно их вычислить, поэтому участились немотивированные задержания просто на улицах. В основном граждан, которые собираются в группы. Например, 15 суток ареста получила экскурсовод Оксана Манкевич, она в центре города проводила экскурсию. В Витебске будут судить женщин, которые занимались в пригородном лесу скандинавской ходьбой. Ранее Первомайский суд этого города дело прекратил за недоказанностью вины, однако заместитель прокурора города Кирилл Дуров решение суда опротестовал. Немолодых уже женщин будут судить за пикетирование. Несмотря на эпидемию, на сутки отправляют медиков. Telegram-канал «Белые халаты» сообщает о задержании в минувшие выходные как минимум семерых. Власти считают недостаточно жесткими имеющиеся нормы, всплывают законодательные инициативы, ужесточающие законодательство. Обсуждается инициатива, которая еще больше расширит круг потенциальных преступников, – «публичная дискредитация органов государственной власти и управления», «умышленное распространение в любой форме заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении РБ, направленное на причинение вреда нацбезопасности РБ». Такие преступления предлагается наказывать лишением свободы на срок до 3 лет.
Минск
комментарии(0)