В Белоруссии продолжаются протесты. Фото с сайта www.svaboda.org
Политический кризис в Белоруссии затянулся – протесты не прекращаются уже шестой месяц. Власти спешно корректируют законодательство, не теряя надежды подавить народный мятеж. Протесты стали локальными – репрессии точечными.
В минувшие выходные в Белоруссии был снова зафиксирован рост количества задержанных на акциях протеста. По данным правозащитного центра «Весна», только в Минске в субботу было задержано 130 человек. Кроме того, людей задерживали и в регионах. В воскресенье протесты в Белоруссии продолжились, но были менее массовыми, чем в субботу.
Протестная активность в Белоруссии сместилась на субботу в связи с протестами в России. По этой же причине акции были более массовыми, чем последний месяц. Белорусы вышли в знак солидарности с российскими протестующими.
«От Хабаровска до Бреста диктатуре нету места», – скандировали в Белоруссии. В руках у некоторых протестующих можно было увидеть транспаранты со словами «Свободу Алексею Навальному». В социальных сетях белорусы радостно постили ролик из Иркутска, где протестующие скандировали «Жыве Беларусь» и «Далучайся» (рус. «присоединяйся»).
«Демократический протест в России стал поддержкой демократии в Беларуси. Для протестующего белорусского общества это надежда на то, что победа российского народа над режимом Путина станет основой и поддержкой для белорусского народа, который сражается с авторитарным режимом Лукашенко», – пишет по этому поводу политолог Валерий Карбалевич.
Впрочем, доминировала отечественная повестка дня. В минувшие выходные белорусы высказывали солидарность с политзаключенным Игорем Лосиком, который голодает в тюрьме уже 40 дней в знак протеста против несправедливого ареста. Как писала «НГ» (см. номер от 21.01.20), Игорь Лосик – администратор Telegram-канала, задержан 25 июня, его обвиняют в организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок, а также в подготовке к участию в массовых беспорядках. На свободе его ждут жена и полуторагодовалая дочь. Прекратить голодовку уговаривают не только семья и друзья, но и политики, общественные деятели. Дети рисуют рисунки с просьбой начать есть и сохранить жизнь. Накануне выходных адвокат Лосика сообщил, что его подзащитного перевели в другую камеру с круглосуточным наблюдением. Состояние его здоровья ухудшается – появилась слабость и скачет давление. Прекращать голодовку Игорь Лосик не намерен. Власти продолжают не замечать голодающего.
Кстати, в пятницу в Минске 35-летний мужчина совершил акт самосожжения перед Домом правительства. С поражением 50% тела он доставлен в больницу. При нем не было никаких записок или транспарантов, поэтому однозначно судить о причинах, побудивших к таким шагам, невозможно. В этой ситуации власти утверждают, что причина в личных проблемах. Местная общественность сомневается, что сжигать себя из-за личных проблем человек стал бы перед Домом правительства.
Власти Белоруссии тем временем не демонстрируют ни малейших намерений снизить градус репрессий. В стране продолжаются точечные задержания в стиле 37-го года. Силовики приходят к людям домой, выламывают двери и уводят в неизвестном направлении. Спустя какое-то время человек находится в РОВД или уже в тюрьме. В частности, в воскресенье по такой схеме пришли к политологу Сергею Марцелеву. На момент подготовки материала информации о том, где он и что с ним, не было.
Сейчас забирают уже не только участников акций, но и тех, кто помогал пострадавшим от репрессий, – волонтеров, правозащитников. Неделю назад был задержан правозащитник из Гомеля Леонид Судаленко, спустя несколько дней в аэропорту – его помощница Татьяна Ласица. Она намеревалась покинуть Белоруссию, но не успела. Как следует из оставленных Леонидом Судаленко на случай его задержания видеозаписей, его обвиняют в финансировании действий, «грубо нарушающих общественный порядок». Речь идет о том, что он оплачивал штрафы пострадавших на акциях протеста. Напомним, что по такой же статье обвиняются журналист Андрей Александров и его подруга Ирина Злобина.
Облавы с задержаниями более 10 человек 22 января прокатились по Бобруйску. Точной информации об обстоятельствах дела нет. По имеющимся данным, речь идет об оскорблении сотрудников милиции. Возможно, в социальных сетях, так как задержаны активисты дворовых чатов.
Александр Лукашенко сейчас удерживает власть только за счет верности ему силовиков. Поэтому всячески старается продемонстрировать, что власть будет защищать их так же, как они ее. Белорусов скоро начнут судить за косые взгляды в сторону представителей силовых ведомств. Приговоры за прикосновения и обидные слова уже есть. Житель Гродно Александр Сечко получил три года «химии» за SMS командиру отделения известной столичной тюрьмы на улице Окрестина Евгению Врублевскому. По данным правозащитников, он написал «молись, уб**к, ты скоро подохнешь». Год домашней «химии» получила жительница города Слонима (Гродненская область) Екатерина Салевич, которая перепостила в Telegram-канале фото и личную информацию о милиционере. Два с половиной года «химии» с отселением получил житель города Сморгонь Ромуальд Улан за то, что сфотографировал и разместил на своей странице в социальной сети кем-то напечатанную листовку с обвинениями в коррупции и лжесвидетельствовании в адрес местных милиционеров. Количество подобных дел растет ежедневно.
Власти спешно приняли поправки в законодательство, защищающие силовые ведомства от каких-либо разбирательств в связи с применением ими насилия. Как сообщалось ранее, правозащитники документально зафиксировали (с фото и видео) более тысячи случаев применения насилия и пыток в отношении мирных граждан. Из них 450 уже переданы экспертам ООН. В ходе протестов были убиты люди, чему есть видеосвидетельства. Пострадавшие активно подавали заявления в СК и прокуратуру, однако ни одного уголовного дела по этим заявлениям возбуждено не было. Следственные органы утверждают, что они проводят проверку по каждому случаю.
В начале февраля должны были закончиться сроки, в течение которых может проводиться проверка (максимум полгода). Неожиданно власти внесли изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, убрав ограничение в шесть месяцев. Теперь при необходимости следственные органы могут вообще не возбуждать уголовных дел и не выносить никаких решений по заявлениям граждан. Интересно, что весь документ вступает в силу в середине апреля, в то время как норма о неограниченности проверки с момента официального опубликования, то есть 13 января. Юристы и правозащитники не сомневаются, что сделано это для того, чтобы не возбуждать уголовных дел по фактам насилия силовиков в отношении мирных граждан и при этом не отказывать им. Возбуждение дел дало бы понять силовикам, что они будут наказаны за свои деяния, и вынудило бы отказаться от выполнения преступных приказов, а отказы в возбуждении дел могли бы стать триггером новых протестов, рассуждают эксперты. Ни того, ни другого властям делать не хочется.
Также в Белоруссии внесены изменения и в Административный кодекс. Штрафы за участие в несанкционированных массовых мероприятиях выросли в два и более раз, а количество суток, которые можно получить за участие в акции, увеличилось с 15 до 30. Увеличены штрафы за неповиновение милиции. Кроме того, в кодексе появились статьи за «использование запрещенных законодательными актами флагов, вымпелов, плакатов, эмблем.
Минск
комментарии(0)