Дмитрий Кулеба считает, что Киев может вести переговоры с Москвой только в Минске и в Нормандском формате. Фото Reuters |
Предыдущая встреча советников (РФ представляет замглавы администрации президента Дмитрий Козак, Украину – глава офиса президента Андрей Ермак) состоялась в середине сентября. Тогда еще обсуждалась возможность саммита лидеров «нормандской четверки» до конца 2020-го. Как известно, Владимир Путин, Владимир Зеленский, Ангела Меркель и Эмманюэль Макрон собрались в полном составе один раз – 9 декабря 2019-го в Париже.
Там были достигнуты договоренности о первоочередных мерах по Донбассу, выполнение которых позволило бы провести еще один саммит в том же формате, чтобы наметить стратегию урегулирования. Первоначально речь шла об организации второго саммита в апреле 2020 года, однако встреча много раз откладывалась и в конечном итоге не состоялась.
Накануне новогодних праздников пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал, по сообщению ТАСС, что условием проведения очередного саммита в Нормандском формате остается «реализация договоренностей предыдущей встречи». Он отметил, что «в этом плане, как вы знаете, похвастаться сильно нечем». Напомним, лидеры четырех государств в Париже договорились, что Минские соглашения от 2014 года и Комплекс мер по выполнению Минских соглашений от 2015 года продолжат быть основой работы Нормандского формата. То есть Минск-1 и Минск-2 следует выполнить полностью. Были приняты и тактические решения в виде неотложных мер по стабилизации ситуации в зоне конфликта. Планировалось до конца 2019 года обеспечить режим полного прекращения огня, к марту 2020 года определить очередные участки разведения сил на линии разграничения, приступить к работам по разминированию территорий, подготовить к открытию новые пункты пропуска. Главы государств договорились также при помощи минской переговорной группы организовать до конца года обмен удерживаемыми лицами по принципу «всех на всех», а на период подготовки к обмену обеспечить доступ представителей Международного комитета Красного Креста ко всем удерживаемым лицам.
Что касается политической части урегулирования, то в Париже речь шла о том, чтобы минская группа в течение 2020 года предложила усовершенствованную редакцию закона об особом порядке местного самоуправления (об особом статусе) отдельных районов Донецкой и Луганской областей. В документ предполагалось внести «формулу Штайнмайера»: о временном предоставлении Донбассу особого статуса в период подготовки к местным выборам, а в случае признания этих выборов состоявшимися и демократическими – о закреплении особого статуса на постоянной основе.
Из перечисленного удалось с конца июля установить режим прекращения огня, который длится до сих пор, хотя нарушения случаются. Об участках разведения сил, разминировании, открытии новых пропускных пунктов, обмене удерживаемыми лицами стороны продолжают спорить в рамках минской группы. Политическая часть не сдвинулась с мертвой точки: в декабре Верховная рада автоматически продлила действие старой, неработающей редакции закона об особом порядке местного самоуправления в неподконтрольных Киеву районах Донбасса. В конце прошлого года председатель украинского парламента Дмитрий Разумков сказал в интервью «Украинской правде», что одной из основных задач на 2021 год остается урегулирование: «Я все же надеюсь, что мы сможем выйти из этого тупика, который мы наблюдаем на уровне Нормандского формата. Потому что прошел год (с момента парижского саммита. – «НГ»), но это не проблема Украины (что договоренности не выполнены. – «НГ»). Это проблема другого переговорщика, позиция которого достаточно деструктивна как в трехсторонней контактной группе в Минске, так и в Нормандском формате. Я имею в виду Россию…»
Еще более жестко выразил на днях свое мнение глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба. В интервью «Обозревателю» он сказал, что сейчас переговоры об урегулировании в Донбассе Киев может вести с Москвой на двух площадках – в Минске и в Нормандском формате на уровне советников глав государств. «Если свести воедино, то в этих переговорах есть все: агрессия, хамство, лавирование. Описывая поведение России, поневоле вспоминаешь известную скороговорку: корабли лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да так и не вылавировали». Отвечая на вопрос о том, может ли расширение списка участников переговоров за счет привлечения США активизировать процесс урегулирования, Кулеба сказал, что об этом говорят с 2014 года: «Как говорится, не о чем говорить – давайте о смене Нормандского формата… Но я предлагаю решать проблемы по мере поступления. Для смены состава Нормандского формата нужно согласие всех его участников. Безусловно, еще более активное привлечение США к вопросу о прекращении российской агрессии и о деоккупации наших территорий будет очень полезным и эффективным. А вот в каком именно формате оно может происходить – это вопрос дипломатии».
Пока нет ни новых форматов, ни заметных подвижек, в Германии 12 января состоялась встреча советников глав государств. Как и в сентябре, сообщалось, что в повестке дня – вопросы, связанные с выполнением Парижских договоренностей лидеров «нормандской четверки». «Стороны коснулись всех вопросов повестки дня – от безопасности до гуманитарных. У дискуссии был непростой, но конструктивный характер. Все стороны отметили важность соблюдения режима прекращения огня в Донбассе», – сказано в сообщении офиса президента Украины по итогам встречи.
Представляющий украинскую сторону Андрей Ермак подтвердил журналистам, что советники провели «непростой, но конструктивный и содержательный диалог», который продолжится в режиме видеоконференции через неделю. Российский представитель Дмитрий Козак также сказал СМИ, что разговор в Германии был откровенным и полезным, но решений не удалось достичь ни по одному вопросу. Эксперты убеждены, что камнем преткновения с 2014 года остается статус Донбасса. Украина настаивает, что выполнение Минских договоренностей должно завершиться ликвидацией ДНР/ЛНР и восстановлением украинской юрисдикции на всей довоенной территории. Российская сторона исходит из того, что урегулирование невозможно без учета мнения Донецка и Луганска. Непризнанные республики претендуют на легализацию и получение особого статуса.
Без разрешения этого противоречия нельзя надеяться на прорыв в переговорах по урегулированию. Комментируя сентябрьскую встречу советников, экс-глава офиса президента Украины Андрей Богдан назвал ее бессмысленной и провальной: «Несколько раз говорилось о желании организовать встречу первых лиц, лидеров государств. Но с российской стороны такого желания нет…» Так же оппоненты Зеленского комментируют новую встречу советников.
Киев
комментарии(0)