2020 год выдался для политиков Грузии особенно бурным. Фото со страницы партии «Европейская Грузия» в Facebook
Выборы в парламент Грузии 10-го созыва войдут в историю страны как самые продолжительные. С учетом неформальной избирательной кампании процесс растянулся почти на полтора года.
Начался он с обещания лидера правящей «Грузинской мечты» (ГМ) Бидзины Иванишвили отказаться от мажоритарной составляющей выборов. Так он попытался положить конец политическому кризису, который спровоцировало выступление в парламенте Грузии депутата Госдумы РФ Сергея Гаврилова 20 июня 2019 года.
Обещание реформировать избирательную систему ради больших возможностей оппозиции разрядило обстановку. Однако временно. Вскоре выяснилось, что ГМ готова к изменениям к парламентским выборам 2024 года, но не к ближайшим – 31 октября 2020 года. Это вызвало новые выступления оппозиции.
Еще задолго до 31 октября оппозиция стала играть на повышение напряженности. Тон задала бывшая партия власти «Национальное движение» (НД). Активисты партии пытались использовать эпидемическую обстановку и расшатать ситуацию. Ее лидер – экс-президент Михаил Саакашвили – сыпал угрозами из Украины, обещая изгнать из Грузии «приватизировавшего ее Бидзину Иванишвили», и призывал население чуть ли не к восстанию. А американские партнеры НД и Саакашвили из числа конгрессменов и сенаторов бомбардировали одновременно грузинское правительство и Белый дом письмами, в которых излагали многочисленные жалобы. В них между строк читалось пожелание или даже требование сменить власть в Грузии, которая… является антиамериканской.
На все это правительство Грузии «ответило» в высшей степени эффективной работой в условиях пандемии, такой, что страна была включена в мировой топ-3 по противодействию коронавирусу. К 31 октября правящая ГМ подошла в качестве фаворита. Но также было ясно, что объединенная оппозиция, а по сути, НД – ее главная движущая сила, признает итоги выборов только в случае собственной победы. С учетом опыта ряда стран постсоветского пространства и самой Грузии можно было предположить, что главная задача ГМ – способность отстоять успешные итоги. Так оно и произошло. Оппозиция, требуя проведения новых выборов, отказалась от работы в парламенте, но при этом большинство членов альянса обратилось за бюджетным финансированием на правах партий, прошедших в высший законодательный орган. Впервые дипломатический корпус, обычно сочувствовавший Саакашвили и НД, поддержал власть. После этого нервы у лидеров НД окончательно сдали, и их некорректная критика послов стала причиной ухода из партии ее формального председателя, экс-главы МИДа Григола Вашадзе. В 2021 год Грузия вступает с однопартийным парламентом и растерянной оппозицией.
комментарии(0)