Депутат Верховной рады Ирина Геращенко: «Украину обсуждают без Украины». Фото с сайта www.rada.gov.ua
Во вторник Верховная рада проголосует за продление еще на год действия закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Голосование будет, по сути, техническим: никакие новые нормы в старый закон не вносятся, а в нынешней редакции он не работает с 2014 года.
Пролонгация нужна лишь для того, чтобы переговоры об урегулировании могли продолжиться в 2021 году, отмечают депутаты от партии «Слуга народа». Один из них, член политической подгруппы на Минских переговорах Андрей Костин, по сообщению «РБК-Украина», пояснил, что сейчас нельзя включить в старый закон «формулу Штайнмайера», о чем стороны договорились ранее. «К сожалению, из-за неконструктивной позиции Российской Федерации нам не удалось завершить обсуждение всего комплекса изменений к закону, которые бы вводились в текст вместе с «формулой Штайнмайера», – сказал депутат.
Действующий закон был принят Верховной радой в сентябре 2014 года, сразу после подписания первых Минских соглашений. В нем депутаты по пунктам перечислили широчайшие полномочия местной власти в Донбассе. Однако органы власти следовало избрать по украинскому законодательству в назначенный Верховной радой срок – в начале декабря 2014 года. Избранные советы должны были подчиняться Киеву. Предполагалось, что закон будет действовать в течение трех лет, а в 2017 году он потеряет смысл, поскольку все украинские регионы в рамках децентрализации власти получат широкие полномочия.
В Донецке и Луганске не приняли украинский закон и в ноябре 2014 года провели не согласованные с Киевом выборы глав и парламентов республик. После чего Верховная рада в начале 2015 года дополнила закон еще одной статьей, в которой по пунктам изложены условия, выполнение которых предваряет вступление закона в силу. В этой статье указано, что выборы местных органов власти в Донбассе, по итогам которых регион получит обещанные широкие полномочия, могут пройти только после выведения «иностранных войск и военной техники с территории Украины», разоружения «незаконных формирований», допуска международных организаций, гарантированной безопасности и свободного волеизъявления на выборах и т.д.
С тех пор закон в Украине считался действующим, но не применялся, поскольку не были выполнены перечисленные условия. В ДНР/ЛНР этот закон вообще игнорировали, поскольку он предусматривает ликвидацию системы власти республик и восстановление украинской юрисдикции в регионе. Российская сторона, в свою очередь, последовательно рекомендовала Киеву не принимать односторонних решений, а вступить в прямые переговоры с Донецком и Луганском.
Выход из тупика был очерчен год тому назад, когда стороны рамочно договорились о применении «формулы Штайнмайера». Как считается, она предусматривает предоставление Донбассу особого статуса (широких полномочий) на временной основе в ходе предвыборной кампании. При этом Верховная рада должна принять отдельный закон о местных выборах в Донбассе, который признала бы противоположная сторона. А после выборов, если миссия ОБСЕ подтвердит их соответствие международным стандартам, регион мог бы получить особый статус на постоянной основе. На обсуждение всех деталей и дополнительных условий Владимир Зеленский отвел год.
Этот срок уже истек. Однако новая редакция закона так и не появилась, а Верховная рада собирается технически продлить срок действия не работающего документа. Причем этот вопрос, судя по всему, мало занимает украинских депутатов. В ходе состоявшегося в понедельник совещания глав парламентских фракций никто не вспоминал ни о голосовании, назначенном на вторник, ни об урегулировании вообще. Только лидер «Оппозиционной платформы – За жизнь» Юрий Бойко сказал, что парламенту в 2021 году придется проявить политическую волю, чтобы разработать и предложить новые решения по Донбассу. «За весь 2020 год ничего конкретного не сделали, чтобы достичь мира… Заявления, кадровая чехарда, имитация бурной деятельности…» – оценил он ситуацию.
Представитель противоположного политического лагеря, депутат от партии Порошенко «Европейская солидарность» Ирина Геращенко обратила внимание на другое: «Украину обсуждают без Украины: Путин разговаривает с Макроном, Путин разговаривает с Меркель… Где здесь Украина?» Она считает, что ситуация угрожает национальной безопасности.
Владимиру Зеленскому напоминают, что, отводя год на подвижки в урегулировании, он анонсировал некий «план Б». Депутат от партии «Голос» Соломия Бобровская написала в блоге, что за год российская сторона не продемонстрировала желания идти на уступки: «Хочется задать вопрос: это уже момент, когда нужно вводить «план Б»? Или это, наконец, момент, когда нужно признать провал первоначальных намерений, оценок относительно планов России?»
Ранее представители украинской стороны говорили, что запасной вариант заключается либо во внесении изменений в очередность пунктов Минских соглашений (вначале – все, что связано с безопасностью, включая передачу Украине контроля над границей с РФ, затем – политические пункты, включая местные выборы в Донбассе), либо в решении о вводе в Донбасс миротворцев и формировании временной администрации. Экс-глава МИД Украины Павел Климкин сказал телеканалу «Украина 24», что вопрос о миротворцах нельзя решить без России, поскольку речь идет о ее госгранице: «Был план, как установить при помощи ОБСЕ контроль над границей, поскольку в Минских соглашениях ничего не сказано о том, как создается международный контроль над границей. А мы с самого начала понимали, что он должен быть установлен. Более того, поскольку мандат миссии ОБСЕ – вся территория Украины, миссия должна контролировать границу. Был план о специальных базах, которые устанавливаются вдоль линии границы, о специальных патрулях…» Климкин отметил, что российскую сторону не устраивают украинские предложения, и сейчас, по словам экс-министра, «все ожидают формирования новой американской администрации, ожидают, как США построят свою стратегию и обсудят ее с Евросоюзом». Климкин полагает, что российская сторона активно готовится к новой ситуациии, когда предметом торгов может стать даже не Донбасс, «а Украина как таковая».
Советник главы офиса президента Михаил Подоляк сказал «Украинским новостям», что сейчас о «плане Б» по Донбассу речь еще не идет. Он отметил, что в зоне конфликта существенно сократилось число обстрелов, решаются другие вопросы: «Если уж ситуация изменилось, то это позволяет украинской команде и действовать иначе, не так, как предполагалось год назад… Сейчас уже некорректно говорить о планах «А», «Б» и так далее. Мы комбинируем элементы разных стратегий и продолжаем переговоры во всех форматах, которые могут принести и уже приносят для Украины совершенно конкретные позитивные результаты».
В Киеве говорят о временно замороженной ситуации в Донбассе. И делают тревожные прогнозы. Военный эксперт Олег Жданов в эфире «ОбозревательTV» отметил, что Россия усилит нажим на Украину с целью добиться прямых переговоров Киева с Донецком и Луганском: «Будут жестко настаивать на выполнении Минских соглашений в их прочтении… Обстрелы будут усиливаться».
Киев
комментарии(0)