Фото Reuters
Очередное протестное воскресенье в Белоруссии показало, что ни одна из сторон по-прежнему не намерена сдаваться. Протест меняет формат, но власть приспосабливается под его подавление. Александру Лукашенко удается держать власть при помощи насилия и репрессий.
6 декабря было 18-м протестным воскресеньем и 120-м днем белорусских протестов. Уже третье воскресенье белорусы выходят высказать свою позицию не в одном месте в центре города, а в своих районах, собираясь улицами и дворами. В белорусской столице в этот раз власти также полностью адаптировали тактику подавления протестов под новый формат и не сосредотачивали силовиков в центральной части города. Автозаки, микроавтобусы, водометы были рассредоточены по районам. Больше всего силовиков было в тех местах, где в минувшие выходные акции были наиболее массовыми. В момент начала акции столичные власти по привычке закрыли центральные станции метро, однако вскоре они снова заработали, поскольку минчане никуда не ехали протестовать, а собирались в пешей доступности. Власти испробовали и новый формат блокировки интернета. Если раньше полностью отключали мобильный интернет, оставляя стационарный, то в минувшее воскресенье была заблокирована работа Telegram, через чаты и каналы которого местные сообщества белорусов координируют свои действия. В принципе значение зарубежных Telegram-каналов, которые раньше координировали действия протестующих, за что были признаны экстремистскими и запрещены в Белоруссии, существенно снизилось. Решение, куда идти, белорусы зачастую принимают уже на месте, исходя из того, где сосредоточены силовики.
В минувшее воскресенье в некоторых районах протестующим удалось собраться в колонны и пройти маршем по району, в других было столько силовиков, что дальше двора и собственной улицы выйти не удавалось. Облавы, разгоны и задержания происходили на детских площадках, между домами и прямо под подъездами. На момент подготовки материала были известны фамилии уже почти сотни задержанных. «Протест продолжается, он никуда не исчез, поменялся его формат. С прошлых выходных мало что изменилось», – прокомментировал «НГ» последние события в Минске политолог Валерий Карбалевич. По его мнению, масштаб протеста 6 декабря ничем не отличался от предыдущего и соотношение сил также сохраняется на одном уровне. «Чаша весов на стороне режима уже, наверное, месяц. У властей преимущество, они используют всю силу государственного аппарата, на стороне протестующих только голый энтузиазм и больше ничего», – сказал эксперт. Режим продолжает тактику жесткого подавления, и в этом смысле тоже ничего не изменилось.
На минувшей неделе международное сообщество продолжало делать заявления относительно происходящего в Белоруссии. В пятницу, 4 декабря, слушания по Белоруссии прошли в ООН. Комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет отметила ухудшение ситуации в Белоруссии. ООН обратилась к властям с требованием прекратить насилие. Специальный представитель ЕС по правам человека Имон Гилмор в одном из своих интервью, говоря о ситуации в Белоруссии, не исключил возможность создания международного трибунала. Впрочем, пока эти заявления не имеют никакого влияния на режим, отмечают эксперты. «Говорить о каком-то влиянии внешнего фактора пока рано. Во всяком случае, очевидных каких-то и серьезных фактов мы не видим. Заявления международных организаций, Запада практически никак не влияют на политический режим в Белоруссии. Это скорее фактор моральной поддержки для протестующего общества», – считает Валерий Карбалевич.
Еще одни тренд, о котором говорят эксперты – начало раскола внутри системы. Такой вывод они делают на основании сливов телефонных разговоров из ближайшего окружения Лукашенко, а также видеозаписи с камеры одного из омоновцев, когда к ним приезжал подбодрить их и поблагодарить сам Лукашенко с автоматом и вооруженным 15-летним сыном Николаем. Однако такой точки зрения также придерживаются не все аналитики. «Я бы не стал говорить о расколе внутри системы. Разве что о каком-то отколе. Мы пока плохо представляем, кто делает эти сливы, возможно, это мелкий клерк, который имеет доступ к информации, и он никак не связан с высшим руководством силовых ведомств. Хотя нельзя не обратить внимание на то, что уровень тех, кого слушают, становится все выше. Это уже ближайшее окружение Лукашенко. Латышенок – это фактически секретарь Лукашенко. В слитом его разговоре с пресс-секретарем Натальей Эйсмонгт фактически бросается тень на самого Лукашенко, а не только на его окружение. Содержание этого разговора – это фактически дискредитация самого Лукашенко», – рассуждает эксперт.
Если работает «кротом» одни человек и сливает информацию, то на этом основании сложно делать вывод о расколе и отсутствии монолитности, полагает эксперт. «С уверенностью можно говорить лишь о сбое в работе всех белорусских спецслужб, а их восемь или девять с правом оперативно-разыскной деятельности. Очевидно, что они не могут ничего найти и пресечь дальнейшие сливы. Это симптом разлада в работе силовых структур и их не очень высокой эффективности. Это дискредитация ближайшего окружения и самого Лукашенко», – сказал собеседник «НГ». Очевидно оно, что расшатывание режима Лукашенко продолжается, резюмировал эксперт.
Минск
комментарии(0)