Нефтеперерабатывающие заводы Белоруссии работают бесперебойно. Фото с сайта www.tut.by
Александр Лукашенко предупредил рядовых белорусов, что в ближайшее время их ждут экономические проблемы, а частные компании – усиление давления. При этом он убежден, что даже в условиях экономического кризиса ему удастся сохранить власть. Эксперты допускают, что финансовая стабильность будет принесена в жертву политическим амбициям.
«Непросто будет в экономике. Постараемся выдержать то, что есть на сегодня, но людям надо говорить, до людей надо доносить – до трудовых коллективов, до организаций, что это время будет непростое, и тот, кто наберется мужества, силы и выдержит, тот сохранится и сохранит свое государство», – сказал Александр Лукашенко во вторник, принимая с докладом главу провластной Федерации профсоюзов Белоруссии Михаила Орду.
Из его слов следовало, что экономический кризис будет вызван эпидемией коронавируса, которая, в свою очередь, «не только и не столько болезнь», «даже не экономика», а «глобальная политика». «Начали перекраивать мир, вспыхнули везде бунты и мятежи, но то ли еще будет в связи с последствиями обрушения экономики», – предупредил Лукашенко.
Руководитель Белоруссии дал понять, что он в курсе ожиданий протестующих, которые рассчитывают, что экономические проблемы и снижение уровня жизни увеличат число активных сторонников перемен – рабочие и госслужащие, потеряв зарплаты, перестанут бояться быть уволенными за гражданскую позицию. Однако Лукашенко традиционно заверил, что даже в этой ситуации он сможет удержать власть. «Наши же протестуны и беглые, особенно которые сидят там – в Польше и Литве, рассчитывают на то, что к весне экономика обвалится, как везде, и мы тут придем и возьмем Беларусь тепленькой. Ни черта подобного, не возьмут они Беларусь тепленькой. Мы выстоим, но будет непросто», – сказал он.
Лукашенко поручил профсоюзам контролировать самые чувствительные для населения позиции – цены и уровень оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Из сказанного им следовало, что сохранится административное регулирование цен на основные товары, «в которых нуждаются обычные люди». Ранее премьер-министр Роман Головченко не исключал, что список товаров, цены на которые регулируются, будет расширен.
В ходе беседы с главой профсоюза Александр Лукашенко анонсировал ужесточение условий деятельности для частных компаний и репрессий в отношении тех, кто не разделяет государственной идеологии. Напомним, что именно частный сектор экономики стал базой нынешних белорусских протестов: его представители ходят на акции, так как не боятся быть уволенными, и помогают финансово разного рода инициативам и уволенным работникам госкомпаний, потому что имеют для этого средства. Взять их под контроль решено путем создания ячеек, подконтрольных государству профсоюзов. «Если только до конца года частные предприятия не создадут по вашим требованиям профсоюзные организации, эти частные предприятия будут ликвидированы. Шутить мы не будем больше», – заявил Лукашенко Михаилу Орде. Он не скрывал, что такое решение связано с тем, что некоторые частники «взяли курс на уничтожение государства и государственности в нашей стране». «Все должны понимать государственную позицию», – уверен Лукашенко.
Местные эксперты, уже начиная с весны, видят во всех решениях белорусских властей политическую мотивацию и задачу удержания власти любой ценой. Негативные тенденции, которые проявляются в белорусской экономике, по оценке экономистов, вызваны не только и не столько внешними событиями (в том числе эпидемией COVID-19), сколько действиями самого Лукашенко, вогнавшего страну в беспрецедентный политический кризис.
Белоруссия не уходила на карантин, поэтому может похвастаться тем, что ее ВВП сократился пока даже меньше, чем в соседних странах, – минус 1,3% по итогам девяти месяцев, притом что в России падение составило 3,5%, в Украине – 6%. Правда, это привело к некоторому росту складских запасов. На 1 ноября 2020 года они составляли 65,3% среднемесячного объема производства, а это на 6,2 п.п. выше, чем было год назад. В некоторых отраслях уровень запасов в разы превышает месячный объем производства. Например, в легкой промышленности – в 3,2, в фармацевтике – в 2 раза. Нефтеперерабатывающие заводы пока работают с прежней нагрузкой.
Однако куда большие риски имеются в финансовой системе, где уже ощущается влияние политического кризиса. Проблемы в нем начались еще весной, когда власти «разгромили» Белгазпромбанк за то, что его бывший руководитель посмел претендовать на президентское кресло. Недоверие белорусов к государству проявляется в изъятии из банковской системы вкладов и конвертировании рублевых доходов. Так, валютных вкладов с начала года население забрало почти на 1,5 млрд долл. Еще на 1,6 млрд долл. граждане купили иностранной валюты у банков. Пик пришелся на август. Эти факторы создают давление на белорусский рубль, который только за две недели августовских протестов подешевел на 8%. Статистика свидетельствует о том, что прибыль банков по итогам девяти месяцев сократилась почти на 30%.
Девальвация белорусского рубля ведет к росту цен на импортные товары, а те, в свою очередь, увеличивают уровень инфляции. Как сообщил во вторник «Белстат», с начала года потребительские цены выросли на 5,4%, а годовая инфляция по итогам девяти месяцев составила 5,3% при планах правительства на год 5%. Премьер-министр уже успел заявить, что приемлемым будет считать любой результат по уровню инфляции, измеряемый однозначной цифрой.
За пределы прогноза вышел и дефицит государственного бюджета, что сокращает его возможности по поддержке госпредприятий и населения. При плане 0,9% ВВП в январе–сентябре он уже составил 1,7%. Эксперты опасаются, что в этой ситуации власти могут прибегнуть к старому «доброму» средству – эмиссии денег.
За последние четыре года Нацбанку удалось стабилизировать финансовый рынок за счет жесткой денежно-кредитной политики, сокращения денежной эмиссии, снижения масштабов административного кредитования, контроля инфляционных процессов рыночными инструментами. Однако сейчас не исключено, что финансовая стабильность будет принесена в жертву политическим амбициям Александра Лукашенко. Еще летом он настаивал на смягчении денежно-кредитной политики, и в частности снижении ставки рефинансирования. Тогда Нацбанку удалось отделаться минимальным снижением в 0,25% до 7,75% годовых. 11 ноября состоится очередное заседание правления Нацбанка Белоруссии, на котором речь пойдет о денежно-кредитной политике и также будет принято решение о судьбе ставки рефинансирования.
Минск
комментарии(0)