В Минске в понедельник на протест вышли пенсионеры. Фото с сайта www.tut.by
По итогам воскресной акции протеста в белорусской столице возбуждено уголовное дело о нарушении общественного порядка. Его фигурантами стало более 230 человек. Эксперты констатируют новый виток ужесточения репрессий в надежде остановить протесты.
В понедельник утром 2 ноября правозащитники сообщили, что в ходе воскресной акции протеста в Минске было задержано не менее 300 человек. Традиционно все участники акций проходили через формальные суды, во время которых слова обвиняемых, защиты и свидетелей защиты во внимание никто не принимал. Участники акций протеста получали сутки (10–15) или штрафы.
К удивлению местной общественности, Следственный комитет сообщил, что большинство задержанных в минувшее воскресенье являются подозреваемыми по уголовному делу. В том числе три журналиста, которые освещали акцию. Дело возбуждено по ст. 342 УК РБ (Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок). Максимальное наказание по этой статье – три года лишения свободы.
Этому «ноу-хау» белорусских силовых органов предшествовали сообщения о том, что наказание за традиционную статью административного кодекса 23.34 (участие в массовом несанкционированном мероприятии) планируется ужесточить. Согласно проекту, максимальный штраф планируется повысить с 50 до 200 базовых величин (с 41 тыс. до 164,5 тыс. российских рублей), а административный арест – с 15 до 30 суток. Кроме того, планируется ввести наказание в виде общественных работ. Соответствующий проект поправок уже рассматривают депутаты и рассчитывают принять не раньше нового года.
Интересно, что накануне (см. «НГ» от 02.11.20) социологи исследовали настроение белорусов и пришли к выводу, что штрафы, аресты на сутки и даже удары дубинками протестующих уже не пугают. Белорусы заявили, что боятся уголовной ответственности и инвалидности из-за полученных травм, а женщины – изнасилований.
Ужесточение отношения к протестующим местные наблюдатели и эксперты объясняют желанием Лукашенко как можно быстрее задавить и так уже затянувшиеся протесты – 9 ноября им будет три месяца. Притом, что еще в конце августа Александр Лукашенко уверял, что порядок на улице уже восстановлен, а затем повторял это еще несколько раз и утверждал, что в стране начался межнациональный диалог. Однако протестующие продолжают тысячами выходить на улицы и не демонстрируют намерений прекращать протесты.
На прошлой неделе Лукашенко совершил очередные перестановки в силовом блоке. Министром внутренних дел назначен бывший глава столичной милиции 45-летний Иван Кубраков. «Ноу-хау» с уголовными делами эксперты приписывают именно ему. «Новый министр реализовал то, что обещал предыдущий: ужесточение мер по пресечению несанкционированных мероприятий», – прокомментировал ситуацию военный эксперт Александр Алесин.
«Накануне выходных между властью и протестующими установилось неустойчивое динамическое равновесие сил, потому что и Лукашенко не может подавить протест, и его противники тоже пока не могут добиться своих целей», – прокомментировал ситуацию «НГ» политический обозреватель Александр Класковский. В связи с этим Лукашенко сейчас пытается организовать контрнаступление и задавить протест, считает он. «У Лукашенко и его подчиненных парадигма мышления такая вот примитивная, что надо запугивать, надо всеми силами давить все то, что шевелится. Поэтому они и используют весь репрессивный инструментарий. Поскольку независимых судов нет, то Уголовный кодекс используется произвольно», – считает эксперт. Собеседник «НГ» не исключает, что репрессии будут усиливаться и уголовная ответственность будет широко использоваться для того, чтобы запугивать людей.
В последние две недели государственные пропагандисты усиленно рассказывали о том, что протест радикализируется при полном отсутствии самих фактов радикализации. По мнению экспертов, это было информационной подготовкой для ужесточения при подавлении протестов. «Власть пытается изобразить дело так, что якобы протест радикализируется, хотя это такое искусственное нагнетание психоза, которое нужно для того, чтобы у них были развязаны руки. Это просто повод для того, чтобы усилить репрессии», – убежден Александр Класковский. «Да, среди протестующих есть разные люди. Если выходят сотни тысяч людей, то среди них могут быть какие-то неуравновешенные. Тут нельзя гарантировать на 100% отсутствие инцидентов и необдуманных действий со стороны протестующих, но в целом дух протеста остается мирным, и мне кажется, что белорусы не настроены и психологически не готовы к радикальным действиям. Да и у них нет ресурсов, для того чтобы воевать с властью в буквальном смысле слова», – считает эксперт.
Он не уверен, что ужесточением репрессий Лукашенко сможет добиться своих целей. Более значимыми он называет другие факторы. «Я думаю, что решающими факторами могут быть: во-первых, упорство сторонников перемен, во-вторых, ухудшение экономической ситуации и, в-третьих, фактор Москвы», – говорит Класковский. «Ухудшение экономической ситуации неизбежно, об этом дружно говорят все независимые экономисты, и только разночтения у них по поводу сроков. Некоторые говорят, что в конце нынешнего года может разразиться кризис, другие говорят – в феврале-марте», – полагает собеседник «НГ». Также он добавил, что «на днях Владимир Путин мягко, деликатно, но все-таки осудил насилие в Беларуси и заметил, что, видимо, оно было чрезмерным со стороны силовиков». «Он даже проронил такую фразу, что те, кто это допустил, вероятно, должны понести наказание. Это такой звоночек Лукашенко, и вдобавок очевидно, что Москва все-таки намерена подталкивать его в сторону конституционной реформы», – напомнил Класковский. «При этом Лукашенко не хочет никакого транзита власти, поэтому возможно усиление напряжения и на восточном фронте для Лукашенко. Все эти факторы, конечно, будут подтачивать систему», – считает он.
Минск
комментарии(0)