Вероника Цепкало, Светлана Тихановская и Мария Колесникова выдвинуты кандидатами на Нобелевскую премию. Фото Reuters
Участников «круглого стола» в СИЗО (следственном изоляторе) КГБ с участием Александра Лукашенко выпускают из тюрьмы под домашний арест. Власти пытаются сконструировать или хотя бы сымитировать наличие лояльной оппозиции, утверждают эксперты. Главная цель таких действий – раскол в среде противников власти, создание видимости диалога как первого шага на пути к общественному согласию.
В понедельник стало известно, что изменена на домашний арест мера пресечения еще двум участникам «круглого стола» в СИЗО КГБ при участии Александра Лукашенко 10 октября. Это юрист, член президиума Координационного совета Лилия Власова и политтехнолог Виталий Шкляров.
Власову задержали 31 августа, ей инкриминировали уклонение от уплаты налогов (ст. 243 ч. 2 УК РБ, предусматривает до 7 лет лишения свободы). Шклярова задержан до выборов, 29 июля. Его подозревали в организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок (ст. 342 ч. 1 УК РБ, максимальное наказание – лишение свободы на срок до трех лет). Речь шла о том, что он якобы консультировал Сергея Тихановского, когда тот намеревался претендовать на пост президента Белоруссии. Шкляров отрицал не только причастность к действиям, нарушающим общественный порядок, но и знакомство с Тихановским. Тот факт, что они родились в одном городе – Гомеле, не значит, что они знакомы. В последние годы Шкляров не жил в Белоруссии. Он позиционирует себя как «американский, немецкий и российский политконсультант, политтехнолог, советник избирательных кампаний Барака Обамы, Берни Сандерса, Ангелы Меркель, Ксении Собчак, Дмитрия Гудкова». Женат на американке, имеет американский паспорт.
Главным источником информации о новых освобождениях и даже в некотором роде их инициатором стал предприниматель Юрий Воскресенский, который вышел на свободу сразу после встречи с Лукашенко и начал активно сотрудничать с властью. Он заявил, что теперь он будет вести диалог о конституционной реформе и даже формировать списки тех, кого стоит освободить. Госпропагандисты называли Воскресенского соратником и членом штаба экс-главы Белгазпромбанка Виктора Бабарико. Однако бывший банкир передал через адвокатов, что Воскресенский лишь собирал подписи в его поддержку (таких «соратников» у Бабарико было 8,5 тыс.) и никто его ни на какие переговоры не уполномочивал.
В понедельник Воскресенский сообщил, что Шклярова отпустили по его ходатайству и под его личное поручительство. Более того, он поселил Шклярова в своей квартире, так как у того в Минске нет жилья, а сам живет в доме за городом. Воскресенский сообщил журналистам, что еще в пятницу вечером была отпущена под домашний арест Власова. Как сообщалось, в пятницу вечером под домашний арест переведен и адвокат Илья Салей.
Напомним, что одновременно с Воскресенским освободили директора ИТ-компании PandaDoc Дмитрия Рабцевича, который также встречался с Лукашенко в СИЗО КГБ. Не были в числе 12 участников «круглого стола» в СИЗО, но вышли на свободу еще два сотрудника PandaDoc – главбух Юлия Шардыко и Владислав Михолап. Тюремное заключение заменено на домашний арест пяти участникам встречи с Лукашенко из 12 и семи из числа тех, кого в Белоруссии считают политзаключенными. Всего их, по данным правозащитников, 94 человека.
Координационный совет (КС) протестующих выступил с заявлением по поводу изменения меры пресечения на домашний арест Власовой и Салею. В нем напоминается, что Салей не принимал участие в деятельности КС, а был адвокатом некоторых его членов, в частности Марии Колесниковой. Кроме того, изменение меры пресечения – «это не освобождение», говорится в заявлении. Власова и Салей остаются политзаключенными, так как продолжают находиться в статусе обвиняемых. КС настаивает: «Только освобождение всех политических заключенных и прекращение преследования граждан за их политические убеждения может быть шагом к началу разрешения политического кризиса».
Местные аналитики также не питают иллюзий относительно произошедшего. Репрессии продолжаются, людей задерживают, суды идут каждый день. По итогам «Партизанского марша» в Минске задержано 215 человек, всего по Белоруссии – 280, из них 237 остались отбывать административный арест. Власть препятствует работе журналистов – их задерживают во время освещения акций протеста, приравнивают к участникам и наказывают штрафами и сутками. В понедельник 13–15 суток получили еще пятеро журналистов.
«Власти пытаются реализовать проект, который начался визитом Лукашенко в СИЗО КГБ. То есть создать некий центр лояльной оппозиции или имитацию такого центра, расколоть протестующих и объявить, что есть конструктивная оппозиция, которая готова участвовать в конституционном процессе, а есть экстремисты», – считает политолог Валерий Карбалевич. «Власть хочет показать, что она готова на диалог с конструктивной оппозицией, и сконструировать эту конструктивную оппозицию пытаются из тех, с кем Лукашенко общался в СИЗО КГБ», – сказал он «НГ». Пока это получается у властей плохо. Во-первых, никто, кроме Воскресенского, из тех, кто был отпущен под домашний арест, не делал заявлений. Во-вторых, и Воскресенского называть представителем оппозиции весьма странно после того, как он осуждал протесты и хвалил Лукашенко. «Игра должна быть правдоподобной, но пока игра в конструктивную оппозицию выглядит несерьезно», – считает Карбалевич. Эксперт не исключает, что такие условные освобождения продолжатся, но до мужа Светланы Тихановской – Сергея Тихановского, ради которого она пошла в президенты, дело дойдет в последнюю очередь, если дойдет вообще.
Имитация поддержки власти продолжается и по другим направлениям. В противовес традиционной понедельничной акции пенсионеров, которую называют «Марш мудрости», власти собрали в Минске со всех регионов военных в отставке и провели митинг с их участием. Как рассказывали некоторые из них, им даже не сказали, куда везут. «Провластные митинги призваны продемонстрировать номенклатуре, что у Лукашенко тоже есть сторонники», – сказал «НГ» Карбалевич. Оппозиционных пенсионеров собралось около 3 тыс., отставников, поддерживающих Лукашенко, – около 1,5 тыс., и они ходили по проспекту Независимости параллельными колоннами, каждая – под своим флагом. В этот раз в отличие от прошлого понедельника пенсионеров не травили газом, однако по окончании шествия точечные задержания все равно были.
В то же время стало известно, что Светлана Тихановская, Мария Колесникова и Вероника Цепкало выдвинуты на Нобелевскую премию. Об этом заявил норвежский депутат Гейр Тоскедал. «Оппозиционные политики Белоруссии обладают удивительным мужеством. Они устраивают мирные демонстрации, несмотря на то, что власти применяют насилие против них», – цитирует его газета Vart Land.
Минск
комментарии(0)