Белорусские составы пойдут в российские порты. Фото с сайта www.tut.by
Минск и Москва возобновили переговоры об углубленной интеграции. Власти Белоруссии объявили о переориентации транзитных потоков с прибалтийских портов на российские. Местные эксперты заговорили об угрозе белорусским национальным интересам.
На этой неделе в Минске прошел традиционный белорусско-российский Форум регионов. Нетрадиционным на нем было отсутствие правительственной делегации РФ, что объяснялось противоэпидемическими соображениями. Александр Лукашенко, как и Владимир Путин, выступил с видеообращением. В Минске в эпидемическую версию поверили не все. Политолог Валерий Карбалевич считает, что решение руководителей России не приезжать в Минск было политическим, «чтобы снизить статус мероприятия» и Лукашенко.
По мнению эксперта, в Москве напоминают Лукашенко, что ему не стоит питать иллюзий относительно своей самостоятельности и забывать о сочинских договоренностях. Его уровень – контакты с российскими губернаторами, намекают в Москве.
С тем же усердием, с которым местные пропагандисты до выборов рассказывали о коварстве России, посягающей на независимость Белоруссии, они сообщали о том, как «ширятся» сейчас контакты между двумя странами. Как отмечалось в репортажах официальных СМИ, форум был результативным как никогда. «Итогом этой работы стало подписание около 70 соглашений о сотрудничестве и коммерческих контрактов на сумму, превышающую 700 млн долл. Подписанные документы будут способствовать углублению сотрудничества между нашими странами, а также обеспечат реализацию программ и договоров в социально-гуманитарной сфере», – заявил премьер-министр Белоруссии Роман Головченко. В пресс-службе правительства уточнили, что контракты подписали предприятия концерна «Белнефтехим» («Могилевхимволокно» и ООО «Авангард», город Тосно) на поставку полиэфирного волокна на сумму 30 млн долл. и машиностроительного комплекса (МАЗ поставит в Россию пассажирскую технику на 12 млн долл.).
Судя по официальным заявлениям, снова начинается обсуждение совместных проектов. В частности, со слов заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова, стало известно, что белорусская сторона инициировала организацию производства БелАЗов и белорусской дорожно-строительной техники в России. По словам министра, российская сторона сейчас рассматривает эти вопросы.
Наибольший интерес белорусской общественности вызвало заявление посла Белоруссии в Москве Владимира Семашко о том, что союзницы возобновили обсуждение «дорожных карт» по углублению интеграции. Он рассказал, что по этому поводу уже встречались в Москве на прошлой неделе первый вице-премьер Белоруссии Николай Снопков и вице-премьер России Алексей Оверчук. «Обсуждали алгоритм. Не знаю, как будут называться, но их надо актуализировать по времени», – пояснил посол. Он напомнил, что из 30 «карт» 28,5 согласованы. Среди несогласованных «какие-то моменты по цене на газ и компенсации налогового маневра по нефти». Владимир Семашко не упоминал 31-ю «карту», которая, как заявлялось ранее, предусматривает создание наднациональных органов и фактическое лишение Белоруссии независимости. Как заявляли эксперты на стадии обсуждения интеграционных «карт», подписание многих из них невыгодно Белоруссии. В частности, это касается унификации налоговых систем, которые не могут быть одинаковыми для российской сырьевой и белорусской несырьевой экономик.
Еще больше сомнений относительно экономической целесообразности и выгодности для страны анонсированного Александром Лукашенко перевода торговых транзитных потоков из портов прибалтийских стран в российские. Он выступил с предложением построить порт в Ленинградской области.
Александр Лукашенко не скрывал, что в основе таких решений не экономическая целесообразность, а политические причины: поддержка прибалтийскими странами протестных сил в Белоруссии, непризнание его президентом и введение санкций.
28 сентября министр энергетики России Александр Новак подтвердил, что сейчас этот вопрос стороны прорабатывают. Речь идет о перенаправлении поставок 4–6 млн т нефтепродуктов. Россия не впервые склоняет Белоруссию к использованию ее портов. В 2018 году даже была пробная поставка. Российская сторона тогда предоставила скидку почти в 50% на железнодорожную перевозку, но даже в таких условиях белорусские экспортеры потеряли по 10 долл. на тонне, на чем проект и закончился.
Кроме нефтепродуктов Белоруссия продает через Прибалтику, а точнее Клайпедский порт (Литва), минеральные удобрения. Причем они, а не нефтепродукты, составляют основную часть белорусских грузов. Сотрудничество там настолько прочное, что «Беларуськалий» купил 30% терминала Birių krovinių terminalas UAB, вложив в это 30 млн долл. Инвестирует белорусский экспортер и в его развитие. Отказ от литовских портов сейчас – это, без всякого преувеличения, выстрел в ногу самим себе.
Вчера стало известно, что на Лукашенко подана петиция в Международный уголовный суд в Гааге. Его подписали 37 362 человека из 102 стран мира. В своем обращении они просят Международный уголовный суд возбудить уголовное дело в отношении Лукашенко.
Минск
комментарии(0)