Шавкат Мирзиёев с трибуны ООН обозначил ряд задач для Афганистана и Центральной Азии. Фото © Пресс-службы президента Узбекистана
Во вторник, 15 сентября, в Нью-Йорке завершилась 74-я сессия и без пауз стартовала юбилейная, 75-я, сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Ее делегаты ведут дискуссии по самым актуальным вопросам международной повестки.
И без того богатая событиями, эта сессия преподнесла еще одну сенсацию, которой стало выступление президента Узбекистана Шавката Мирзиёева.
В нескольких отточенных предложениях он выдвинул новый подход к проблеме установления мира в Афганистане – решение вопроса, над которым дипломаты ведущих стран мира бьются уже четыре десятка лет. Причем чем дольше бьются, тем все глубже в трясину хаоса и разрухи погружается эта многострадальная страна, истерзанная войной.
«Мы воспринимаем Афганистан как неотъемлемую часть Центральной Азии. Только совместными усилиями и в тесном сотрудничестве можно воплотить в жизнь надежды афганского народа. Важно действовать, руководствуясь принципом «от нестабильности и разрушений – к миру и созиданию», – заявил с высокой трибуны Генеральной Ассамблеи ООН Шавкат Мирзиёев. Что в переводе с высокого дипломатического на обычный человеческий язык означает: «Хватит воевать в Афганистане, пришло время там строить».
В этом – главная изюминка подхода Узбекистана к афганской проблематике. Этот подход лишен эгоизма, свойственного внерегиональным державам, делающим акцент на соблюдении своих геополитических интересов, и сугубо прагматичен.
«Афганистан – наш сосед, и никуда мы от этого не денемся, проблема это наша», – говорил в свое время покойный Ислам Абдуганиевич Каримов, первый президент Узбекистана. И Шавкат Мирзиёев не только сохранил преемственность внешнеполитического курса страны в отношении Афганистана, но и сумел добавить в него необходимые новации, позволяющие от слов приступить к практическим делам, которые дают реальный шанс для установления мира в этой многострадальной стране, являющейся при всем прочем неотъемлемым элементом Центральной Азии.
«Афганистан нужно рассматривать не столько как источник угроз, а как источник возможностей для региона» – таким было решение Ташкента, ставшее переломным для внутриафганских и околоафганских политических процессов.
Но от стратегического решения до его воплощения лежит долгая и непростая дорога, для преодоления которой Узбекистану потребовались годы, напряженная работа и тысячи человеко-часов труда дипломатов, экспертов и всех остальных, причастных к этой стратегии.
Первым по значимости шагом стало проведение в марте 2018 года Международной Ташкентской конференции по Афганистану, инициированной лично Шавкатом Мирзиёевым. И ее основное значение заключалось в том, что на ней удалось вернуть утраченное внимание мировой общественности к продолжающемуся кровопролитию в Исламской Республике.
По большому счету она стала тем камешком, который запустил лавину политического процесса как вокруг Афганистана, так и внутри него. «Ташкентская международная конференция по Афганистану, проведенная два года назад по инициативе президента Республики Узбекистан, стала ключевым событием – отправной точкой в процессе запуска политического процесса по мирному урегулированию афганской проблемы, поиска взаимоприемлемых форм и механизмов диалога заинтересованных сторон» – так спустя время оценил ее президент Афганистана Ашраф Гани.
Аналогичной точки зрения придерживается глава политического офиса движения «Талибан» в Катаре Мулла Бародар (запрещено в РФ), выразивший Узбекистану благодарность за оказанное содействие в продвижении мирного процесса.
«Ташкентская конференция заложила прочный фундамент для достижения нынешних практических результатов», – считает и специальный представитель США по Афганистану Залмай Халилзад. Ведь именно после этой конференции были запущены прямые переговоры американской стороны с талибами, итогом которых стало подписание 29 февраля нынешнего года в столице Катара Соглашения между США и движением «Талибан».
Люди разные, стоящие на противоположных позициях, а оценка одна: без форума в Ташкенте не было бы ни Дохи-1, когда американцы и талибы сумели договориться, ни Дохи-2, когда за стол переговоров сели уже сами афганцы из враждующих лагерей – официальный Кабул и движение «Талибан».
Но любая идея мертва, если она не овладеет массами. Мало ли их – самых благих и из лучших побуждений сформулированных для Афганистана идей зачахло и погибло на каменистой и прокаленной солнцем земле этой страны? А потому дипломатия дипломатией, но Ташкент сделал все возможное, чтобы его идея мира для Афганистана была принята самими афганцами.
Как верно подметил эксперт пакистанского Центра глобальных и стратегических исследований Махмуд уль-Хасан Хан, «политика Ташкента в Афганистане с самого начала основывалась на работоспособной формуле: завоевание сердец афганских граждан с помощью «интенсивного экономического сотрудничества» с Кабулом, успешной реализации транспортных и логистических проектов, а также расширения образовательных программ».
Проще говоря, Узбекистан с самого начала предложил подойти к афганской проблематике под необычным углом: что важнее всего для страны, где уже два поколения умеют только воевать? И ответ оказался очевидным: нужно предложить им альтернативу – возможность зарабатывать на жизнь и благополучие семей мирным трудом. А дальше начнется мультипликативный эффект, а автомат Калашникова и посевы опиумного мака перестанут быть единственными источниками дохода.
При этом Ташкент сумел сформулировать экономический кейс для Афганистана таким образом, что он стал привлекательным для всех – от простых дехкан до правящих элит в Кабуле и полевых командиров «Талибана», что с учетом местной специфики весьма непросто и само по себе является огромным достижением.
И наконец, всякая идея лишь тогда чего-то стоит, если умеет защититься. А потому Узбекистан в последние годы разработал и реализовал огромное количество программ противодействия экстремизму и обеспечению национальной безопасности. Создана и испытана модель, которая может быть успешно применена в Афганистане, что особенно важно в непростой период процесса национального примирения.
Момент выхода из войны всегда является самым опасным из-за хрупкости только начинающих происходить процессов национального примирения – и Узбекистан уже готов предложить своему соседу «за речкой» вакцину от экстремизма, нетерпимости и терроризма. Это еще раз доказывает: афганская политика Узбекистана – это не набор благих инициатив, а комплексная программа, охватывающая все сферы жизни и деятельности населения этой страны.
И что немаловажно, в работе над ее реализацией найдется место всем – «Талибану» и официальному Кабулу, простому афганскому крестьянину и черноголовому мальчишке, который сейчас босиком бегает по кишлаку, а завтра станет будущим страны, главное – чтобы мирным, высокообразованным и не находящимся на обочине цивилизации.
То же самое касается и других внешних системных игроков в Афганистане – от ведущих мировых держав до международных организаций. Ташкентский формат – как неоднократно подчеркивали в своих выступлениях президент Шавкат Мирзиёев и министр иностранных дел страны Абдулазиз Камилов, – не секта и не «закрытый клуб». Совсем наоборот – он открыт для всех, и чем больше в нем будет участников, считают в Узбекистане, тем успешнее и быстрее в Афганистан придет мир, а его соседи вздохнут с облегчением.
В Афганистане Ташкенту верят, доверяют и на Ташкент надеются. Призыв узбекского лидера перестать воспринимать эту страну исключительно как источник угрозы, а начать смотреть на Афганистан с точки зрения возможностей получил широкую международную поддержку. Но Шавкат Мирзиёев и его страна уже смотрят в будущее, где мирный Афганистан станет не мечтой, а реальностью.
«Сегодня перед государствами Центральной Азии стоит важная стратегическая задача – обеспечить глубокую интеграцию нашего региона в глобальные экономические, транспортные и транзитные коридоры», – заявил президент Узбекистана с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН.
А это значит, что старт мирного процесса в Афганистане и продвижение там Ташкентского формата станет одновременно и стартом глубокого переформатирования региона в территорию мира, процветания и развития. Именно так выглядит сегодня «узбекская мечта» на международном и региональном уровне.
комментарии(0)