Марии Колесниковой предъявлено обвинение в призывах к действиям, направленным против безопасности Белоруссии. Фото Reuters
Александр Лукашенко утверждает, что ситуация в стране нормализовалась и время баррикад закончилось. Местные эксперты констатируют, что протесты просто трансформировались. Ситуацией в Белоруссии занялись Всемирная организация против пыток и Совет ООН по правам человека.
«Время баррикад и митингов завершилось… необходимо продолжить созидание, движение вперед через разумные перемены и реформы», – заявил Александр Лукашенко в среду на встрече с политическим активом страны. По его словам, страна выходит «из того непростого периода, который переживали около двух месяцев». Сложность периода была в том, что «в Минске и еще двух-трех городах» «группы вечно недовольных пытались взорвать политическую обстановку и разрушить нашу общественную стабильность – главный бренд нашей страны». Он поблагодарил тех, кто «не дрогнул», и пообещал повысить статус госслужащих.
Александр Лукашенко заявил, что власти уже выяснили, «где и с кем недоработали», и пообещал в ближайшее время устранить «проявившиеся недостатки». «Подключайтесь к этому. Закроем проблемы по внутриполитическому фронту», – распорядился Лукашенко.
Наблюдатели и экспертное сообщество с такой точкой зрения в корне не согласны. Прошло лишь три дня с очередной масштабной акции протеста – в воскресенье, несмотря на тысячи выведенных на улицы силовиков, «Марш героев» в Минске собрал все те же 150–200 тыс. протестующих. «Лукашенко хотел бы как-то нейтрализовать то неприятное впечатление, которое произвела на высшую элиту его коленопреклоненная поза во время недавней встречи с президентом России Владимиром Путиным. Он, видимо, сам потом увидел, в каком состоянии откровенного просителя он там был», – рассуждает по поводу заявлений Лукашенко политолог Валерий Карбалевич. Эксперт полагает, что Лукашенко собрал актив для того, чтобы продемонстрировать, «что он сильный, что он все контролирует, что все протесты – это результат всемирного заговора и никаких ошибок в его политике не было».
Валерий Карбалевич обратил внимание «НГ» на заявление Лукашенко о том, что следующие выборы в Белоруссии пройдут по Конституции. «Мы выборы провели, результат получили. На этом точка. Наверное, хватит будоражить общество. Следующие президентские выборы – по Конституции», – сказал президент Белоруссии (срок его полномочий заканчивается 5 ноября). «То есть следующие президентские выборы должны пройти в 2025 году», – комментирует это высказывание Валерий Карбалевич. «Это значит, что никаких досрочных президентских выборов после внесения изменений в Конституцию, о чем говорил Путин, не планируется», – делает вывод он. Это, кстати, наводит на размышления относительно договоренностей двух президентов и порождает сомнения в их наличии.
Впрочем, военное сотрудничество, видимо, пока сохраняется. В среду Белоруссию посетил министр обороны России Сергей Шойгу. Он встретился с Лукашенко, который и российского министра убеждал в том, что он «в состоянии удержать ситуацию не только в Беларуси, но и по периметру наших границ». «Вы можете не сомневаться в нашей надежности в плане обороны нашего общего Отечества – от Бреста до Владивостока», – заявил он. Сергей Шойгу обсудил военное сотрудничество двух стран и присутствовал на военных учениях «Славянское братство».
По мнению Валерия Карбалевича, все сказанное Лукашенко дает основания ожидать в ближайшее время продолжения тотальной зачистки по принципу «кто не согласен – с теми будем разбираться». Как Александр Лукашенко и подконтрольные ему силовые структуры разбираются, за месяц протестов белорусы усвоили хорошо. Эксперты ООН задокументировали 450 случаев пыток и жестокого обращения с людьми, задержанными в ходе протестных акций после 9 августа. В среду, 16 сентября, пресс-конференцию (в видеоформате) в связи с событиями в Белоруссии провел генеральный секретарь Всемирной организации против пыток (OMCT) Джеральд Стейброк. Происходящее в Белоруссии он расценил как «преступление против человечности». «После выборов нам продемонстрировали умышленную, спланированную и организованную политику жестокости, в которой пытки и жестокое, бесчеловечное обращение были преднамеренными», – считает он. То, что «пытки и жестокость продолжаются по сей день», а власти «не желают разбираться во всей этой ситуации», лишь подтверждает «факт совершения преступления против человечности», заявил Джеральд Стейброк.
Глава ОМСТ сообщил, что 18 сентября он примет участие в сессии Совета ООН по правам человека, где пройдут дебаты по ситуации в Белоруссии. Вместе с белорусским правозащитным центром «Весна» ОМСТ представит доклад о пытках как государственной политике властей Белоруссии в поствыборный период. «Я считаю жизненно важным, чтобы в ситуации, когда власти не желают признавать кризис в стране, Совет ООН по правам человека принял четкую резолюцию с требованием о прекращении нарушений прав человека и инициировал действенный процесс сбора доказательств нарушений, как это было в других странах», – заявил Джеральд Стейброк.
По данным правозащитного центра «Весна», в период с 6 мая по 8 августа было задержано не менее полутора тысяч человек, заведено не менее 27 уголовных дел в отношении потенциальных кандидатов в президенты и членов их команд. Уже после выборов от действий силовиков погибло не менее трех человек, но поскольку следствие никто не ведет, то точное количество погибших и точные причины неизвестны. В период с 9 августа задержаны более 7 тыс. человек. Задержанным причиняли физическую боль и моральные страдания. «Их подвергали пыткам и жестокому, бесчеловечному обращению: их оскорбляли, избивали дубинками, травмировали, били током, в них стреляли резиновыми пулями. Милиция распыляла газ в помещениях с людьми внутри, их заставляли часами стоять на коленях голыми, угрожали им применением оружия и сексуальным насилием. Задержанных лишали сна, средств гигиены, еды и воды, отказывали в медицинской помощи и необходимых лекарствах», – рассказал в ходе пресс-конференции заместитель председателя правозащитного центра «Весна» Валентин Стефанович.
За решеткой или выдворены из страны все члены созданного протестующими Координационного совета, кроме нобелевского лауреата Светланы Алексиевич. Когда к ее дому стали приезжать «бусики» без номеров, в которых ездят омоновцы, к ней пришли и несколько дней оставались в ее квартире дипломаты стран ЕС. Вероятно, это позволило ей избежать ареста. В среду стало известно, что предъявлено обвинение арестованной 7 сентября Марии Колесниковой (тоже член КС, представитель штаба Виктора Бабарико, который в СИЗО КГБ с 18 июня). Ее обвиняют в призывах к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, совершенным с использованием СМИ и интернета. Об этом сообщил Следственный комитет.
Требующие отставки граждане Белоруссии продолжают протестовать, власти продолжают насилие и избиения. Уже есть свежие рассказы задержанных 12–13 сентября. Они утверждают, что жестокое обращение с задержанными никуда не делось. Их унижают, пытают, запугивают и избивают – дубинками, руками, ногами.
Это только Лукашенко пытается создать впечатление у элиты и общества, что все нормально, что протест затих, на самом деле он никуда не делся, полагают эксперты. «Протесты выходного дня остаются на прежнем уровне, и их масштаб не уменьшился», – сказал «НГ» Валерий Карбалевич. Также он отмечает перенос протестов на другой уровень. «Появляются некие очаги, которые перестают быть подконтрольными власти и которые являются горизонтальными структурами гражданского общества. Это квартальные, домовые, районные объединения, у них свои сайты, чаты, телеграмм-каналы, и они пытаются перенести сопротивление на какой-то локальный уровень», – сказал эксперт. Как сообщалось, по ночам белорусы вывешивают национальные флаги на домах и деревьях, вешают ленточки цвета национально флага на лестницы и мосты, рисуют муралы с изображениями политзаключенных и героев протеста. Власти всеми силами с этим борются – перекрашивают скамейки, срезают ленточки и снимают флаги.
Он отметил, что власти удалось заглушить протесты в трудовых коллективах. Речь идет о государственных предприятиях, где у власти есть рычаги давления. «Никаких других механизмов протеста, кроме улицы, у белорусов не остается», – констатирует эксперт. Критической для протестного движения, по мнению Карбалевича, может стать инаугурация Лукашенко. «Возможно, будут очень серьезные столкновения, и даже силовые, между протестующими и правоохранителями», – предположил он.
Минск
комментарии(0)