В воскресенье в Минске народ опять «воевал» с ОМОНом. Фото с сайта www.tut.by
Владимир Путин и Александр Лукашенко впервые встретятся после президентских выборов в Белоруссии. Визит состоится на фоне многотысячных акций протеста в этой стране и их жесткого подавления и репрессий. По мнению экспертов, президенты обсудят цену, которую Минск готов заплатить за поддержку со стороны Москвы.
Встречу Александра Лукашенко и Владимира Путина анонсировала в пятницу пресс-служба Кремля, сообщив, что она состоится 14 сентября в Сочи. «Особое внимание планируется уделить реализации крупных совместных проектов в торгово-экономической, энергетической и культурно-гуманитарной областях, а также перспективам продвижения интеграционных процессов в рамках Союзного государства», – говорится в сообщении.
В четверг 10 сентября, принимая у себя посла России в Минске Дмитрия Мезенцева, Лукашенко утверждал, что Белоруссия и Россия «буквально в последние дни, может быть, пару недель» «значительно продвинулись» «в решении тех проблем и задач, которые накопились». Глава Белоруссии пообещал, что в ходе встречи с Путиным они «поставят жирную точку в реализации этих отношений и договоренностей, чтобы двигаться дальше».
Лукашенко выдерживает привычную для всего его 26-летнего правления риторику, но ситуация сейчас коренным образом отличается от всего того, что было даже в самые сложные периоды прошлых лет.
Во-первых, встреча президентов проходит на фоне мощнейших протестов в Белоруссии, которые власти подавляют самым циничным образом – с применением оружия, спецсредств, спецтехники, репрессий и запугивания. Каждый день несколько десятков или даже сотен человек задерживают и отправляют в тюрьмы. С 8 сентября силовики начали жестко задерживать и женщин, чего раньше не было и что местные наблюдатели расценивают как месть бывшего президента – как его называют оппоненты – всем женщинам страны за поступок лидера протестующих Марии Колесниковой, разорвавшей на границе свой паспорт для того, чтобы ее не могли насильно вывезти в Украину.
Выходные накануне визита Лукашенко в Сочи были еще более жесткими, чем предыдущие. В субботу, 12 сентября, на «Женском марше» против ареста Колесниковой с применением силы в Минске было задержано 99 человек, в основном женщин и девушек разных возрастов. Однако действия силовиков не остановили протестующих. В результате субботний марш собрал около 10 тыс. человек. В воскресенье было такое впечатление, что власти вывели на улицы белорусской столицы все силовые структуры. Они перекрывали подступы к центру, не давая колоннам из разных районов города собраться вместе. Людей задерживали десятками, таская их по земле, избивая, но даже это не помешало людям собраться: на смену задержанным откуда-то выныривали колонны тех, кто все-таки добрался из районов.
Во-вторых, эксперты обращают внимание на относительную легитимность белорусского переговорщика. Ни Европа, ни США не признали результатов белорусских выборов. Сейм Литвы и вовсе признал избранным президентом соперницу Лукашенко Светлану Тихановскую. В субботу 12 сентября Госдеп США констатировал, что народ Белоруссии «отверг Александра Лукашенко как своего лидера», и признал, что власть в стране удерживается с помощью насилия. Общаясь с журналистами, первый заместитель госсекретаря США Стивен Биган отметил, что в своем стремлении сохранить власть Лукашенко очень рассчитывает на Москву. В связи с этим он выразил надежду, что во время предстоящей встречи Путин поговорит с белорусским президентом «относительно неправомерных задержаний людей и применения насилия в отношении мирных граждан и российских журналистов», а также не станет «поддерживать режим, прибегающий к насилию в отношении мирных граждан, которые лишь пытаются воспользоваться своим конституционным правом на свободу собраний и свободу слова».
В-третьих, изменились позиции Александра Лукашенко внутри самой Белоруссии. «Сейчас Лукашенко не такой полновластный хозяин страны, каким он был до избирательной кампании, когда он единолично мог решать, подписывать или не подписывать какие-то документы, и ни общество, ни номенклатура не могли на это влиять», – сказал «НГ» политолог Валерий Карбалевич. По мнению эксперта, сегодня на Лукашенко влияет «фактор улицы», которая может взорваться, если он подпишет с Россией какие-то документы, которые не понравятся белорусам. Карбалевич полагает, что сегодняшний Лукашенко вынужден оглядываться и на номенклатуру, которая «тоже начинает потихоньку чувствовать себя неким субъектом, потому что именно на нее опирается Лукашенко для удержания власти, а коль она опора, то она хочет иметь право голоса».
К слову, эта же внутренняя недолегитимность не дает возможности Александру Лукашенко провести инаугурацию. Со дня выборов прошло уже более месяца, а никаких признаков подготовки к этому мероприятию нет. На минувшей неделе глава ЦИКа Лидия Ермошина сообщила журналистам, что она понятия не имеет, когда это случится (готовит мероприятие администрация президента, но удостоверение президента вручает глава ЦИКа).
Шаткое положение Лукашенко, которого все чаще называют «токсичным политиком», порождает вторую тему для его переговоров с Путиным – чем президент Белоруссии готов отблагодарить РФ за поддержку и какой она может быть. Относительно цены вопроса высказываются самые различные предположения – от продажи отдельных предприятий до подписания нашумевшей 31-й карты, предусматривающей создание наднациональных органов и фактическое лишение Белоруссии независимости при формальном ее сохранении. В частности, Лукашенко может пообещать перевод транзита из прибалтийских портов в российские, о чем он уже заявлял. Не исключают эксперты, что снова возникнет вопрос размещения военных баз РФ в Белоруссии, продажи таких предприятий, как Минский завод колесных тягачей и «Беларуськалий». «Во всяком случае, в Кремле были бы большими глупцами, если бы не воспользовались удобным моментом, чтобы выжать максимум обещаний из попавшего в отчаянное положение Лукашенко», – рассуждает политический обозреватель Александр Класковский. Другое дело, будет ли он это потом выполнять. «Понятно, что если он сейчас кое-как выпутается из острой фазы внутриполитического кризиса, то станет снова выкручиваться и отбояриваться от выполнения обещаний. Так что с большой вероятностью впереди новые терки между заклятыми союзниками», – не исключает эксперт.
Отталкиваясь от высказываний представителей российского руководства и заявлений самого Лукашенко, аналитики предполагают, что одним из его обещаний Москве станет управляемый транзит власти. Белорусский коллега «готов рассмотреть возможность проведения конституционной реформы», а потом провести выборы по новой Конституции, говорил по этому поводу Путин. Белоруссия устами своего представителя в ОБСЕ Андрея Лозовика на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ, посвященного ситуации в Белоруссии, который прошел в конце августа, изложила свое видение этого процесса: в 2022 году в стране пройдет конституционная реформа, а затем досрочные президентские выборы. Диалог с обществом, который положит конец политическому кризису, будет касаться содержания реформы.
Именно такой вариант разрешения политического кризиса готов предложить Лукашенко, и именно в его поддержке и лоббировании будет состоять помощь России, полагают эксперты. В Минске не питают иллюзий относительно того, что Путин вдруг возьмет да и поддержит протестующую улицу. Эксперты не исключают, что Лукашенко сможет перевернуть ситуацию так, что это не Россия помогает ему сохранить власть, а он спасает Россию от цветной революции. Об этом Лукашенко заявил в своем интервью российским СМИ. «Смысл послания примерно такой: нет в Беларуси никакой революции, никакого протеста. По улицам ходит кучка отморозков, ими управляет Запад, который, в свою очередь, стремится осуществить цветную революцию в Белоруссии исключительно для того, чтобы подготовить плацдарм для такой же революции в России, поэтому, поддерживая Лукашенко, вы спасаете себя. Я, подавляя революцию в Беларуси, спасаю Россию, поэтому не нужно от меня требовать никаких уступок в обмен на российскую помощь, давить насчет «углубления интеграции» или перевода белорусского транзита со стран Балтии в российские порты», – так сформулировал позицию президента Белоруссии Валерий Карбалевич.
Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопросы журналистов, утверждал, что подписание каких-либо документов во время встречи президентов не планируется. Эксперты с учетом сложности ситуации склонны согласиться с таким прогнозом. «Думаю, что она будет чисто символическая», – сказал «НГ» Карбалевич. По его мнению, «Россия еще раз продемонстрирует белорусскому народу и западному миру, что она поддерживает Лукашенко и что она главный модератор ситуации в Белоруссии, а Запад не должен лезть в ее сферу влияния». Разумеется, это не значит, что проблемные вопросы обсуждаться не будут и не будет торга.
Минск
комментарии(0)