Ключевые составляющие конституционной идентичности Казахстана, отправные начала и принципиальные ориентиры эволюции страны были определены на всенародном референдуме 30 августа 1995 года, на котором была принята действующая Конституция Республики. С учётом реалий конкретного времени она подвергалась корректировкам в ходе проведённых конституционных реформ 1998, 2007 и 2017 годов.
За прошедшие двадцать пять лет отработан и утвердился казахстанский формат конституционного процесса. В его основу заложено максимально бережное отношение к Основному Закону, обеспечение его стабильности и динамичности. Вторжение в его текст допускается только при особой необходимости, присутствии серьёзной аргументации, разъяснении ожидаемых последствий и возможных рисков. Указанный формат непременно включает проведение глубокой и масштабной народной экспертизы, участие как можно большего числа казахстанцев в конституционном процессе в форме проведения различных мероприятий (встреч, «круглых столов», научных конференций, индивидуальных консультаций, выступлений в СМИ), всенародном обсуждении проектов с последующим максимально точным выявлением позиции большинства и её отражения в окончательном тексте.
Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчётное народу Правительство
На завершающем этапе конституционного процесса политика всегда отодвигается на второй план, законопроект готовится специалистами-юристами. Гарантом невмешательства политики в право, а, следовательно, и обеспечения будущего качественного конституционного правоприменения выступал Президент Республики.
Очень важно и то, что на этом приоритетном по своей значимости участке общественных преобразований консолидируется юридическое сообщество. В конституционном процессе всегда участвуют зарубежные учёные и специализированные международные и иностранные организации. К примеру, для осуществления независимой экспертизы проекта новой Конституции Республики Казахстан в 1995 году был создан Экспертно-консультативный совет, в состав которого, наряду с отечественными, вошли иностранные эксперты: Алексеев С.С. – председатель научно-исследовательского центра Российской Федерации; Жак Аттали – советник Государственного Совета Франции; Роллан Дюма – Председатель Конституционного Совета Франции.
По Закону от 10 марта 2017 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» было запрошено заключение Венецианской комиссии Совета Европы. Наиболее авторитетный специализированный орган, объединяющий признанных в зарубежье профессионалов в области конституционного права, высказался весьма положительно о конституционной эволюции Казахстана в целом, и проекте названного Закона в частности.
Увязать воедино, совместить по целям, содержанию, очерёдности, формам, средствам и исполнителям все кирпичики здания казахстанского конституционализма во многом стало возможным посредством принятия государственных программ. Её основу составляют документы, утверждённые либо одобренные Президентом Республики: ежегодные послания народу Казахстана, стратегии, концепции и другие.
Нашими многими коллегами-юристами из других стран весьма положительно оцениваются итоги целенаправленной системной эволюции сферы права. Основные направления этой работы были заложены ещё в Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан, утверждённой постановлением Президента Казахстана от 12 февраля 1994 года. Её преемницей стали Концепции правовой политики Республики от 2002 и 2009 годов.
В этом году Конституционный Совет внёс предложение о необходимости разработки нового программного документа в сфере правовой политики, что позволит обеспечить преемственность проводимого курса страны на повышение качества жизни человека, общества и укрепление государственности при верховенстве права. Приверженность конституционализму, заявленному ещё на заре независимости и постоянно обеспечиваемому курсом верного следования букве и духу Основного Закона, нашла своё непоколебимое подтверждение и в состоявшейся в 2019 году передаче верховной власти в Казахстане.
Прежде чем сложить с себя полномочия действующего Главы государства Первый Президент Республики обратился в Конституционный Совет за дачей официального толкования пункта 3 статьи 42 Конституции Республики в части перечня оснований досрочного прекращения полномочий Президента Республики. Совет подтвердил, что из конституционного статуса Президента Республики Казахстан вытекает его право на прекращение полномочий согласно собственному волеизъявлению, которое является самостоятельным основанием досрочного прекращения его полномочий.
19 марта 2019 года в своём обращении к Нации Н.А. Назарбаев заявил в том числе следующее: «Как основатель независимого казахстанского государства вижу свою будущую задачу в обеспечении прихода к власти нового поколения руководителей, которые продолжат проводимые в стране преобразования».
Согласно пункту 1 статьи 48 Конституции полномочия Президента Республики Казахстан перешли к Председателю Сената Парламента страны. 9 июня 2019 года проведены внеочередные выборы, на которых Президентом Республики Казахстан избран К.К. Токаев.
Переход полномочий Главы государства, внесение изменений в Конституцию и внеочередные выборы Президента Республики состоялись в строгом соответствии с требованиями Конституции и Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан». Это является мощным фактором обеспечения внутренней стабильности и укрепления международного авторитета Казахстана.
В рамках реализации предвыборной платформы действующего Президента Республики и его послания в Казахстане продолжается работа по последовательному утверждению конституционализма. В числе приоритетных вопросов решение социальных проблем, поддержка предпринимательства, воплощение в жизнь концепции «слышащего государства», политическая трансформация, развитие гражданского общества и др. Формулой государственной власти становится: сильный, полномочный Президент – влиятельный, дееспособный Парламент – подотчётное народу Правительство. Все вопросы и процессы, обсуждаемые и происходящие в стране, имеют ярко выраженный конституционно-правовой характер и тесно связаны с реализацией созидательного потенциала Основного Закона.
Созданный Президентом Республики Национальный Совет общественного доверия разрабатывает системные меры по актуальным вопросам. Они направлены на дальнейшую демократизацию государственной и общественной жизни. В этом плане можно отметить прогрессивность законодательных актов, касающихся нового порядка организации и проведения мирных собраний, оппозиционной деятельности, сокращения в два раза численности граждан для создания политической партии, внедрения обязательной 30% квоты для женщин и молодёжи в избирательных партийных списках, декриминализации статьи о клевете. Они имеют принципиальное значение для постепенной трансформации общества согласно требованиям времени.
Обеспечение верховенства Основного Закона
В этом году весь мир столкнулся с беспрецедентным вызовом. Пандемия коронавируса COVID-19 потрясла все государства. Международное сообщество переживает сложное время и ищет пути решения этой непростой проблемы. Она затронула содержание многих конституционных положений, касающихся ряда прав и свобод человека, задач и форм государственной деятельности.
Во многих странах, в том числе в Казахстане, в основу всей работы по борьбе с коронавирусной пандемией заложено требование Конституции о человеке, его жизни, правах и свободах в качестве высших ценностей. Государство старается выполнять свои социальные обязательства, обеспечить адекватность ограничительных мер степени сложности эпидемиологической обстановки, не ограничивая возможности граждан на ведение своих дел. Как и другие органы конституционного контроля, Конституционный Совет Казахстана адаптировался к новым условиям. В эпоху массовой цифровизации была предусмотрена возможность ведения конституционного производства в электронном формате. В период ограничительных мер большинство сотрудников работали в дистанционном режиме.
Главное предназначение Конституционного Совета – обеспечение верховенства и прямого применения Основного Закона. За прошедшие 25 лет посредством изменений и дополнений в Конституцию, а также конституционных и обычных законов, упрочились позиции и расширилась компетенция Конституционного Совета. В 2007 году в сферу его ведения были включены принятые Парламентом и его Палатами постановления. В 2017 году Президент Республики получил право в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства направлять обращение в Конституционный Совет о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции Республики, а также о даче заключения в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 91 Конституции (подпункт 10) статьи 44 Конституции). В новой редакции пункта 2 статьи 91 Основного Закона расширен перечень неизменных конституционных ценностей. Отныне, согласно пункту 3 этой же статьи, изменения и дополнения в Конституцию Республики выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента Республики при наличии заключения Конституционного Совета об их соответствии требованиям, установленным пунктом 2 статьи 91. Согласно пункту 1 статьи 71 Конституции пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-президенты Республики. Оставив по личному убеждению пост Главы государства, Первый Президент Республики – Елбасы вошёл в состав Конституционного Совета.
В этом году мы отмечаем 25-летие Конституции Республики Казахстан. В честь данного важного события утверждён Национальный план мероприятий. План преследуют одну цель - повышение авторитета Основного Закона в обществе, раскрытие его потенциала, обеспечение прямого действия, продолжение формирования в стране сильного правового государства. В этом направлении по всей стране с начала года проводятся конференции, круглые столы, семинары, конкурсы, дискуссии. В нынешних условиях они переведены на онлайн-формат. В производстве документальные фильмы о Конституции, о развитии системы защиты конституционных прав человека за эти годы. Для пропаганды конституционных ценностей среди молодёжи проведён тематический конкурс работ среди студентов вузов, а также конкурс рисунков среди школьников. Члены Совета, судьи, сотрудники правоохранительных органов выступают с лекциями в образовательных учреждениях и трудовых коллективах.
Конституционный Совет подготовил ряд изданий. В их числе монографии с участием отечественных авторов об опыте Первого Президента страны по конституционному строительству, о деятельности Конституционного Совета по защите прав и свобод человека и других ценностей; Энциклопедический справочник конституционного права, а также сборники произведений и детских рисунков об Основном Законе; силами зарубежных авторов – сборник научных статей о казахстанском конституционализме.
27 августа состоялась он-лайн международная конференция по теме «Конституция XXI века – верховенство права, ценность человека и эффективность государства». Она была совмещена с 4-м Конгрессом Ассоциации азиатских конституционных судов. Конституционный Совет председательствует в этой Ассоциации с ноября прошлого года. Её членами являются органы конституционного контроля 19 стран. В работе форума также приняли участие члены Евразийской ассоциации органов конституционного контроля (9 стран), в которой также председательствует Конституционный Совет. С участием ведущих конституционалистов планеты проанализированы животрепещущие вопросы, связанные с реализацией потенциала Конституции в современном мире, в том числе новые вызовы, обусловленные пандемией.
За двадцать пять лет Конституция Казахстана показала свою эффективность, заложила фундамент для глубоких социально-экономических, политических и иных преобразований. Нынешний потенциал Основного Закона способен с учетом итогов проведенных в стране конституционных реформ служить прогрессивному развитию страны.
комментарии(0)