Фото сайта president.gov.by
Вторник стал для Белоруссии днем тишины. Акции протеста на улицах Минска стали не такими массовыми, как накануне, а забастовки на ведущих предприятиях страны минимизированы. «Большинство рабочих занимаются своим делом, а некоторые небольшие группы продолжают бастовать, но в общей картине они теряются», – рассказала «НГ» бывшая заместитель председателя оппозиционной Объединенной гражданской партии, а сегодня правозащитник и политический аналитик Людмила Грязнова. По ее словам, случилось то, чего никто в Белоруссии не ждал на старте протестов: обращение Александра Лукашенко к народу было услышано.
Главное, что услышали белорусы в речи своего неспокойного Батьки: в случае развития событий по радикальному сценарию они могут потерять страну. «Белорусы не хотят повторить украинский опыт. Мы хотим стабильности и мира. И перемен, но без баррикад и крови. Белорусы хотят приватизации госсобственности, но проведенной не как это было сделано в России в 90-х годах или в Украине, а цивилизованной, честной. Бюджетообразующие предприятия должны остаться в структуре государства, а остальные – выставлены на тендеры для продажи. Этого хотят и предприниматели, и рабочие», – говорит Грязнова. Она отметила, что Александру Лукашенко после его общения с рабочими на предприятиях в понедельник (см. «НГ» от 18.08.20) большинство населения дало карт-бланш: «И не на полгода, а на большее время – может, и на пять лет».
Директор белорусского негосударственного Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук подтвердил «НГ», что во вторник в стране наступило затишье. Но эксперт обосновал его иначе. По мнению Романчука, сложилась ситуация, когда «праздник перемен» оппозиции перестал быть таковым. «Еще неделя – и Лукашенко сольет полностью белорусский протест, – полагает Романчук. – Дело в том, что перемены не стали бы такими массовыми, если бы не жестокость правоохранительных органов. До сих пор не найдено около 30 человек. Их пытаются разыскать правозащитники. Двоих уже похоронили. Люди говорят о пытках. Это и вывело на улицы не только молодежь, требующую перемен, но и рабочих, интеллигенцию, короче, народ».
По словам Романчука, восставшее население поставило на легитимную Светлану Тихановскую, но она создала «какой-то непонятный Координационный совет, в который вошли неизвестные люди и неизвестно для чего». «Если они должны были заняться переговорами по пропавшим людям, то они этого не делают. Как и ничего иного. И миллионы белорусов, которые поддержали протесты, увидели это и задали себе вопрос: что Тихановская и ее Координационный совет делают в Литве? Чего они хотят? Четкой программы у Тихановской нет, она не политик. И понимание того, что не за кем и незачем идти, сбило протесты. Люди разошлись. Рабочие пошли на работу, часть молодежи выехала за границу», – прокомментировал ситуацию Ярослав Романчук.
Находящаяся в Литве Светлана Тихановская объявила о создании Координационного совета для обеспечения трансфера власти. В состав совета включены малоизвестные в обществе люди. Старые оппозиционеры дистанцировались от этой структуры, да их и не пригласили участвовать в ней. Но, судя по поведению белорусов, не поверивших проекту Тихановской и ее команде, которая, по словам Романчука, «то ли правительство в изгнании, то ли еще какой-то непонятный орган», трансфер власти в Белоруссии если и будет, то не сейчас. Особенно если Лукашенко перестанет делать ошибки, такие как награждение силовиков орденами и медалями. «Ему надо было сразу, как только люди стали говорить о жестком отношении к протестующим, уволить виновных, тогда и вовсе протестов, охвативших всю страну, не было бы», – отметил Романчук. А пока в Белоруссии затишье. Может, на время. Все во многом зависит от того, как поведет себя дальше Лукашенко.
комментарии(0)