Окружной суд Киева оказался в центре внимания правозащитников. Фото с сайта www.radiosvoboda.org
В Украине раскрыли преступную организацию, которая, по сообщению Национального антикоррупционного бюро, преследовала цель «захвата государственной власти». В центре скандала – Окружной административный суд Киева (ОАСК). Именно он выносит решения, напрямую влияющие на политическую ситуацию.
Этот суд, согласно Кодексу административного судопроизводства, уполномочен рассматривать публично-правовые споры, в которых хотя бы одной из сторон выступают органы госвласти или чиновники. Отсюда – резонанс вердиктов ОАСК. Год назад агентство «Укринформ» обратило внимание на решения, принятые за одну неделю: «Суд запретил назначать членов Высшего совета правосудия (структуры, контролирующей деятельность судов и судей. – «НГ») по президентской квоте.
Суд признал незаконной национализацию «ПриватБанка». Суд остановил действие распоряжения правительства об объявлении конкурса на должность руководителя таможни… Добавим еще решение о приостановке процесса переименования Украинской православной церкви (Московского патриархата) в соответствии с принятым в декабре 2018 года законом).
Отметим, что в тот же период, уже после победы Владимира Зеленского на президентских выборах, ОАСК поставил под сомнение наличие в Верховной раде коалиции. Это – одно из возможных оснований для роспуска парламента и объявления внеочередных выборов (состоялись в июле 2019 года). Но деятельность парламента без коалиции в составе не менее 226 депутатов означала также, что экс-председатель Верховной рады выходил за рамки законных полномочий при принятии ряда решений, в том числе – о формировании правительства под руководством Владимира Гройсмана. Угроза обвинений в захвате власти нависла над костяком команды Петра Порошенко. Суд подлил масла в огонь, сообщив о наличии нескольких исков о запрете представителям уходящей партии власти покидать страну…
Сейчас многие из этих решений выглядят иначе. На днях в ОАСК были проведены обыски, после которых руководитель Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) Артем Сытник в ходе брифинга обнародовал фрагменты записей разговоров с участием представителей ОАСК. Например, относительно вопроса о наличии или отсутствии в прошлом составе Верховной рады законной коалиции в разговоре упоминается телефонный звонок некоего Саши, вероятно представителя окружения Порошенко. Человек (по утверждению НАБУ, это голос руководителя суда Павла Вовка) с использованием ненормативной лексики рассказывает товарищам о том, что уходящая партия власти испугалась перспектив такого решения: «Я говорю: «Саша, что это, ты сомневался в нашей политической проституции? Мы ждали этого момента – все вам вспомнить».
В НАБУ утверждают, что ОАСК принимал решения «в обмен на неправомерную выгоду (деньги, нематериальные блага или политическое влияние), председатель окружного суда отдавал соответствующие распоряжения подчиненным судьям…». Специализированная антикоррупционная прокуратура выяснила, что некоторые иски подавались искусственно – «от подставных общественных организаций или лиц к своему же суду с последующим их рассмотрением с предопределенным результатом». В этом контексте эксперты рассматривают не только иски о запрете выезда за территорию Украины членам команды Порошенко, но и странную историю в марте с.г. с новостью об иске уволенного премьер-министра Алексея Гончарука к председателю Верховной рады Дмитрию Разумкову. В кабинете министров тогда не подтвердили информацию об иске, а Павел Вовк, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что новость снимут со страницы ОАСК. Никаких разбирательств, как и в ряде других случаев, не последовало.
На брифинге руководителей антикоррупционных структур было сказано о широчайших связях команды Вовка (под подозрением оказались семеро из полусотни сотрудников ОАСК и еще пять человек из других структур), в том числе в Конституционном суде, Национальном агентстве по предотвращению коррупции. По данным следствия, речь шла о получении контроля над Высшим советом правосудия Высшей квалификационной комиссией судей Украины. В одном из обнародованных отрывков разговоров голос, похожий на голос Вовка, говорит собеседнику: «Если б они знали, за какими процессами мы стоим, я так думаю, что они бы (нецензурная лексика)… Я думаю, обос*тся полстраны…» Следствие утверждает, что речь шла о «захвате государственной власти» и что подозреваемым вручены соответствующие повестки.
Павел Вовк написал в соцсети, что ему никто не вручал никаких повесток. Он находится в отпуске, а вернувшись, отреагирует на ситуацию «в порядке, предусмотренном законом». Судья подчеркнул, что обыски в ОАСК были санкционированы судом Кировограда. И предположил, что вся история связана с «желанием некоторых одиозных персонажей показать хоть какую-то «эффективность» и создать фон для визга «активистов» о необходимости экстренной судебной реформы по их лекалам». Вовк заявил, что именно те, кто атакует суд, осуществляют давление на власть, и заверил, что он в отставку не уйдет.
Кстати, в прошлом году, когда в ОАСК впервые проводились обыски (в связи с делом о том, что судьи уклонялись от обязательной переаттестации) и были обнародованы первые компрометирующие записи, дело ничем не закончилось. Эксперт по вопросам судебной реформы, глава правления фонда Dejure Михаил Жернаков сказал «Укринформу»: «Год тому назад «пленки Вовка» стали одним из самых громких скандалов, который, правда, со временем затих. Почему? Ну, как это нередко бывает, судей от преследования спасли свои же: судьи Шевченковского райсуда Киева не позволили продолжать расследование по делу Вовка. Более того, Высший совет правосудия даже не отстранил его…»
Сейчас адвокат Павла Вовка Андрей Заец сказал журналистам, что громкое дело закончится ничем максимум через два месяца. Он отметил, что руководство НАБУ знало о том, что его подзащитный в отпуске, и устроило шумиху «для дальнейших каких-то злоупотреблений». Он допустил, что речь идет о запугивании судей. Эксперты не исключают, что ОАСК выйдет сухим из воды.
Управляющий партнер адвокатского объединения «Могильницкий и партнеры» Максим Могильницкий на своей странице в соцсети указал на ряд недостатков следствия, которые привели к тому, что «СБУ с НАБУ накопали только на дисциплинарную ответственность». Он отметил, что записывать разговоры начали еще в 2019 году и все это время «правоохранители больше года спокойно наблюдали за тем, как (якобы!) совершаются преступления. Не препятствовали, судей не задерживали, подозрения им не объявляли и дела в суд не передавали. Кто же они, если не соучастники?» И удивился, почему именно сейчас были обнародованы записи, на которых «ни одного задокументированного факта получения неправомерной выгоды. Зато имеем обсуждение судьями решений в неформальной обстановке, согласование их текстов. Нарушение грубое, но, к сожалению, не тянет на преступление…»
В Киеве спорят, чем закончится громкое дело. В это время более 10 влиятельных общественных организаций обратились с открытым письмом к президенту Владимиру Зеленскому. Они потребовали ликвидировать ОАСК и напомнили, что одним из требований МВФ является передача Верховному суду тех категорий дел, которые до сих пор рассматривал ОАСК. Согласно Конституции, только президент после консультаций с Высшим советом правосудия имеет право внести на рассмотрение Верховной рады законопроект, предусматривающий ликвидацию ОАСК.
Киев
комментарии(0)