Александр Лукашенко обещает рабочим завода «Атлант» приструнить частников. Фото с сайта www.president.gov.by
Правительство Белоруссии намерено установить для частных компаний отдельный показатель по уровню заработной платы. Он должен соответствовать максимальному в госсекторе. Экономические аналитики говорят о полном возврате к командно-административной экономике, политологи – о мести Александра Лукашенко частному сектору, решившему «лезть в политику».
Задание установить некий отдельный показатель для частных предприятий по уровню заработной платы правительство получило от президента Александра Лукашенко. «Надо взять примерно 10 ведущих предприятий страны. Допустим, «Атлант», МАЗ, БелАЗ, которые имеют самый высокий уровень зарплат. Наверху – самая высокая, десятое – пониже.
Взять среднюю зарплату этих 10 и довести к исполнению всех частников», – распорядился он, выслушивая на заводе холодильников «Атлант» планы руководства по росту заработной платы. По мнению президента Белоруссии, «частные предприятия не могут платить зарплату своим работникам и подчиненным специалистам ниже, чем десять ведущих предприятий». «Таким образом мы проконтролируем и заработную плату у тех, кто себя считает свободным от всего», – сделал он выпад в адрес частного сектора.
Частный сектор и экономические эксперты в растерянности от такого распоряжения. Во-первых, оно нарушает конституционные гарантии о равенстве всех форм собственности. Во-вторых, является сложным для исполнения. Сейчас в белорусском законодательстве существует единое требование по уровню заработной платы для всех предприятий. Они обязаны платить своим сотрудникам, работающим на полную ставку, сумму не менее 375 белорусских рублей (около 11 тыс. российских). Как вывести новый показатель при ежемесячном изменении фактического показателя заработной платы, экономистам не ясно. «Как это поручение будет реализовано, пока непонятно, но вне зависимости от этого вмешательство государства в оплату труда частного сектора недопустимо», – считает директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени М.С. Кунявского Жанна Тарасевич.
Эксперты также обращают внимание на то, что сравнивать зарплаты в разных секторах экономики некорректно. «Разные предприятия платят разную зарплату потому, что у них разная эффективность. Менее эффективные предприятия продолжают работать за счет того, что нанимают менее эффективных работников и платят им меньше, чем лидеры индустрии», – поясняет эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC Лев Львовский.
Вспоминая предыдущие распоряжения Александра Лукашенко (например, вернуться к советской практике планирования ввода предприятий на пятилетку), эксперты говорят о сворачивании в стране рыночных механизмов и возврате к административно-командной плановой экономике. Последствия таких шагов для финансово-экономического положения страны могут быть довольно-таки негативными. Во-первых, переложенная в цены зарплата ускорит инфляцию. Напомним, что ранее президент уже отдавал распоряжение повышать зарплаты бюджетникам, снизить ставку рефинансирования и сделать доступными кредиты. Последние данные статистики уже зафиксировали ускорение инфляционных процессов. Потребительские цены за полгода выросли на 3,4%, а в годовом измерении инфляция составила 5,2%, притом что правительство рассчитывало на максимум 5% по итогам года.
Во-вторых, административно установленные зарплаты могут вызвать шок на рынке труда. Предприятия будут вынуждены увольнять одних, чтобы хватило денег заплатить другим. Кроме того, какие-то частные компании вообще могут не выдержать таких требований и скатиться к убыточности и банкротству. В результате вырастет безработица. «Это распоряжение, если будет выполнено, нанесет огромный ущерб экономике страны. Оно научно не обосновано, незаконно, неэффективно, аморально и деструктивно», – резюмирует экономист, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
Одиозность распоряжения заставляет местных аналитиков задуматься о мотивации Александра Лукашенко, решившегося нанести столь серьезный удар по той стабильности, которой он так дорожит. Например, по мнению Ярослава Романчука, причина в неспособности президента Белоруссии мыслить рыночными категориями. «Он продолжает жить в коконе модели Совок/Госплан, не понимая, что каждый день национальной экономики в ржавых ризах этой модели приближает нас к национальной катастрофе», – пишет он.
Вспоминая директивное повышение зарплат бюджетникам и неожиданное внеплановое повышение пенсий, эксперты склонны списывать подобные решения на «предвыборный популизм». В частности, Лев Львовский говорит о желании Лукашенко «задобрить электорат». Для этого он использует советскую риторику демонизации частника, наживающегося и на клиентах, и на работниках.
Еще один мотив, о котором упоминают в своих комментариях политологи, – это месть частному бизнесу, нарушившему негласный договор с властью – «не лезть в политику». Такое мнение напрашивается на основании высказываний Лукашенко о частном секторе в последнее время. Кроме нынешнего требования о зарплате недавно прозвучало указание проверить, за что частные компании увольняли людей нынешней весной и летом, и восстановить их на работе, если проверяющие сочтут неуважительными причины увольнений. «Разберемся, притом железобетонно. Видимо, заигрались в политику вместо того, чтобы заниматься бизнесом, расширять его, углублять и смотреть за своими людьми», – высказывался Александр Лукашенко по поводу частных компаний.
Напомним, что в политику «полез» успешный, состоятельный и состоявшийся топ-менеджер, экс-глава Белгазпромбанка Виктор Бабарико. Его активно поддержал весь средний класс Белоруссии, в основном сконцентрированный в частном секторе. За пару суток банкир собрал около 10 тыс. человек в свою инициативную группу, которые, в свою очередь, собрали почти полмиллиона подписей за выдвижение его кандидатом в президенты. Хотя до его выдвижения никто не верил в возможность появления других кандидатов на выжженном властью политическом поле. Сейчас Бабарико находится в СИЗО КГБ, его обвинят в получении преступных доходов. Однако главное преступление экс-банкира в том, что он дал людям надежду, что у Белоруссии может быть другой президент. Сейчас задача властей так задавить частников, чтобы мысли о политике снова надолго исчезли из их сознания.
Минск
комментарии(0)