0
7107
Газета СНГ Печатная версия

23.06.2020 19:52:00

"Антонов" хочет улететь от государства

Работники авиапредприятия требуют вывести его из состава "Укроборонпрома"

Тэги: украина, авиастроение, скандал, антонов, укроборонпром


украина, авиастроение, скандал, антонов, укроборонпром Коллектив «Антонова» пожаловался руководству Украины на отсутствие поддержки и, как следствие, снижение эффективности работы предприятия. Фото РИА Новости

В Украине развивается скандал вокруг крупнейшего авиастроительного предприятия «Антонов». Трудовой коллектив и профсоюз выдвинули власти ряд жестких требований. Среди них – отменить принятое в марте 2015 года решение о включении «Антонова» в состав государственного концерна «Укроборонпром».

В состав госпредприятия на момент подчинения его «Укроборонпрому» входили авиастроительный концерн «Антонов» (Киев), ГП «Завод № 410 гражданской авиации» (Киев), Харьковское государственное авиационное производственное предприятие. Решение, принятое правительством Арсения Яценюка в первый год президентства Петра Порошенко, объяснялось намерениями усилить позиции авиастроителей на мировых рынках.

Сейчас трудовой коллектив утверждает, что заявленные цели не были достигнуты. В обращении к президенту Владимиру Зеленскому, председателю Верховной рады Дмитрию Разумкову, премьер-министру Дмитрию Шмыгалю, секретарю Совета нацбезопасности и обороны Алексею Данилову сказано: «С тех пор как, согласно решению правительства, госпредприятие «Антонов» вошло в состав концерна «Укроборонпром», предприятие находится под постоянным давлением и чувствует масштабное вмешательство в свою хозяйственную деятельность. За пять лет… «Антонов» не получил от управляющей структуры никакой поддержки. Вместо этого каждый шаг предприятия подлежал проверке и контролю, что привело к торможению производственного процесса и снижению эффективности работы предприятия».

Последней каплей, судя по заявлению трудового коллектива, стало принятое в начале июня с.г. решение об увольнении президента предприятия «Антонов» Александра Донца. Причиной послужили результаты проверок, проведенных в апреле-мае. Комиссия «Укроборонпрома», по сообщениям СМИ, пришла к выводу о «неэффективном управлении госпредприятием, нецелевом использовании объектов госсобственности, злоупотреблениях и нарушениях со стороны руководства, что могло привести к значительным убыткам и причинить вред репутации крупнейшего авиапредприятия Украины». Материалы проверки были переданы в Службу безопасности Украины и Нацагентство по вопросам предотвращения коррупции.

Вместо уволенного Донца был назначен (в роли исполняющего обязанности) вице-президент по проектированию «Антонова» Александр Лось. Но увольнение прежнего президента было обжаловано в Окружном административном суде Киева. Юридическая фирма «Ильяшев и партнеры», обслуживающая «Антонова», сообщила, что 15 июня суд остановил действие приказа руководителя «Укроборонпрома» Айвараса Абромавичуса об увольнении Александра Донца. Старший партнер юридической фирмы Роман Марченко, комментируя ситуацию, заявил, что решение суда определяет законным руководителем госпредприятия Александра Донца: «Любые лица, препятствующие деятельности президента госпредприятия «Антонов», будут подлежать уголовной ответственности по статье Уголовного кодекса «Невыполнение судебного решения», что наказывается лишением свободы на срок до восьми лет».

Кадровые ротации послужили спусковым механизмом к началу протеста трудового коллектива и профсоюза «Антонова». Те заявили, что «Укроборонпром» принимает решения, «направленные на прекращение деятельности предприятия. Среди таких методов – попытки быстро корпоратизировать предприятие без учета существующих рисков».

После этого заявления представители «Укроборонпрома» вынуждены были объясниться на заседании профильного комитета Верховной рады. Замгендиректора концерна по вопросам безопасности Константин Бушуев пояснил, что ни о приватизации, ни о сокращении мощностей авиапредприятия речи не идет. «Ключевая цель «Укроборонпрома»… это возобновление серийного производства (самолетов) для нужд в том числе национальной безопасности и обороны Украины», – сказал чиновник. Отвечая на вопрос депутатов об отсутствии госзаказов в последние годы, Бушуев сказал, что «Укроборонпром» не вмешивается в финансово-хозяйственную деятельность подчиненных предприятий и не является участником гособоронзаказа: «Заказы делают другие субъекты – это Минобороны, другие ведомства, но точно не «Укроборонпром». «Укроборонпром» всячески содействует тому, чтобы заказы реализовывались и чтобы предоставлялась помощь».

В заявлении трудового коллектива резко критикуется роль «Укроборонпрома»: «Концерн во главе с Абромавичусом является лишней надстройкой, на содержание которой «Антонов» несет значительные дополнительные расходы. Только в 2018–2020 годы госпредприятие «Антонов» перечислило взносы на сумму 122 млн грн (около 5 млн долл. – «НГ»). Еще 74 млн грн (около 3 млн долл. – «НГ») в 2015–2019 годы «Антонов» по указанию «Укроборонпрома» перечислил в качестве финансовой помощи другим предприятиям – участникам концерна». В указанный период, как сообщают украинские СМИ, «Антонов» не произвел ни одного самолета, а зарабатывал в основном грузовыми перевозками.

Теперь трудовой коллектив потребовал от руководителей государства вернуть Александра Донца на должность руководителя, немедленно вывести авиапредприятие из состава «Укроборонпрома». А также «принять и на государственном уровне утвердить программу авиастроительной отрасли до 2030 года, которую неоднократно предлагал «Антонов». Кроме того, предлагается учредить в правительстве должность вице-премьера и создать министерство, чтобы координировать деятельность аэрокосмической отрасли и оборонно-промышленного комплекса. Ответа на эти требования пока не прозвучало.

Директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец в комментарии «Укринформу» отметил: «Характер замечаний, которые были изложены в документе по итогам проверок, говорит о том, что «Укроборонпром» имел целью в первую очередь сменить руководство ГП «Антонов». Те претензии, которые там выдвигались, на самом деле были в значительной степени нивелированы всеми пунктами в обратном докладе со стороны ГП «Антонов». Згурец обратил внимание на то, что между руководством концерна и авиагигантом не было никакого понимания, и сейчас этот вопрос может выйти на уровень Совета нацбезопасности и обороны. 

Киев


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Корейский, балтийский, финский – в Киеве отвергают новые варианты урегулирования

Корейский, балтийский, финский – в Киеве отвергают новые варианты урегулирования

Наталья Приходко

В Украине надеются заинтересовать 47-го президента США персональным "планом победы"

0
580
Число самоволок в частях украинской армии удвоилось

Число самоволок в частях украинской армии удвоилось

Наталья Приходко

Правоохранители объяснили, когда самовольное оставление части становится уголовным преступлением

0
1570
Рычаги влияния переходят от Запада к Востоку

Рычаги влияния переходят от Запада к Востоку

Сергей Правосудов

Разведка США прогнозирует усиление экономических позиций Китая, Индии и России

0
1073
Украинская энергетика хотела бы стать распределенной

Украинская энергетика хотела бы стать распределенной

Олег Никифоров

Переход на альтернативную генерацию в ближайшие годы вряд ли возможен

0
1865

Другие новости