Правящей «Грузинской мечте» для утверждения конституционных поправок своих мандатов не хватает. Фото с сайта www.parliament.ge
Парламентские выборы в Грузии состоятся 31 октября нынешнего года. 120 депутатов будут избраны по пропорциональной системе, 30 – по мажоритарной. Избирательный порог для партий составит 1%, для блоков он будет равен количеству субъектов, в него объединенных. Об этом сообщил спикер парламента Арчил Талаквадзе по окончании голосования по конституционным поправкам в первом чтении.
Второе и третье чтения в грузинском парламенте зачастую принимают формальный характер, а предлагаемые поправки носят, как правило, технический характер. Поэтому, наверное, не случайно, что высший законодательный орган страны получил кучу поздравлений от западных политиков и институтов, настаивавших на приеме поправок избирательной схемы. Если же называть вещи своими именами, то они поддерживали требования оппозиции – «Национального движения» (НД) и «Европейской Грузии» (ЕГ), не так давно составлявших «Единое национальное движение», которое до 2012 года являлось партией власти.
Однако нынешнее голосование несколько выбивается из общего ряда. В первом чтении его бойкотировало НД, несмотря на то что активнее других настаивало на изменении избирательной схемы. К бойкоту НД в последующих голосованиях может присоединиться союзная ему ЕГ. Как сказал лидер «европейцев» Гига Бокерия, фракция проголосовала за принятие поправок в первом чтении, чтобы, во-первых, не торпедировать процесс, а во-вторых, не дать правящей «Грузинской мечте» (ГМ) возможности оставить избирательную схему без изменений и обвинить в этом оппозицию.
«Мы зафиксировали свою позицию. Но теперь требуем от властей выполнить все пункты соглашения, достигнутого 8 марта в присутствии зарубежных дипломатов, работающих в Грузии. Мы требуем немедленного освобождения политзаключенного Гиоргия Руруа. У неформального правителя Бидзины Иванишвили и его команды есть еще шанс спасти себя. Если Руруа будет освобожден, то мы примем участие в парламентском процессе, страна получит новую избирательную схему и выборы пройдут, надо надеяться, в относительно нормальной политической атмосфере. В противном случае «Грузинская мечта» за полученные последствия может винить только себя», – заявил Бокерия.
Напомним, что 8 марта власти и оппозиция подписали меморандум о взаимопонимании из двух пунктов. Первый подразумевал изменение смешанной системы выборов в пользу принимаемой в эти дни в парламенте. По второму пункту власти обязались выпустить на свободу всех политзаключенных. И он-то и стал камнем преткновения.
Власти заявили, что политзаключенных в стране нет, следовательно, и освобождать некого. Оппозиция таковыми считала бывшего мэра Тбилиси Гиги Угулава, оказавшегося за решеткой за бюджетные растраты, экс-министра обороны Ираклия Окруашвили, посаженного за организацию и попытку захвата здания парламента, и крупного акционера оппозиционного телеканала «Мтавари архи» («Главный») Гиоргия Руруа, арестованного за незаконное приобретение и ношение огнестрельного оружия. Под давлением Запада президент Грузии Саломе Зурабишвили помиловала Угулава и Окруашвили, хотя объяснила мотивы своего решения исключительно заботой о внутриполитической стабильности (см. «НГ» от 17.05.20). Руруа остался за решеткой, и теперь НД и ЕГ добиваются его освобождения.
Предупреждение Бокерия бойкотировать голосование, сорвать принятие конституционных поправок и выставить ГМ на посмешище всему миру, безусловно, небезосновательно. Для принятия изменений и соответственно проведения выборов по новой схеме необходимо 112 голосов. Правящая ГМ из-за внутренних противоречий лишилась конституционного большинства: часть депутатов покинули партию. Теперь ГМ, сохранившей в парламенте простое большинство (95 мандатов), для принятия поправок в Конституцию нужны голоса оппозиции. Если НД и ЕГ окажутся последовательны в решении бойкотировать голосование при остающемся в тюрьме Руруа, то недостающие 17 голосов «мечтателям» придется искать у своих недавних однопартийцев, разочаровавшихся в ГМ, вышедших из ее рядов и создавших в парламенте новые фракции. Какой из вариантов предпочтительнее для лидера ГМ Бидзины Иванишвили – вопрос открытый.
Впрочем, нельзя напрочь исключать и того, что Иванишвили пустит ситуацию на самотек, и если поправки окажутся непринятыми и сохранится прежняя схема выборов (100 депутатов по партийным спискам плюс 50 мажоритариев), то обвинит в произошедшем оппозицию. В этом случае, правда, внутриполитическая ситуация моментально разогреется до предела.
комментарии(0)