Арчилу Талаквадзе придется в онлайн-режиме объяснять аудитории нюансы конституционных поправок. Фото с сайта www.parliament.ge
Сегодня в Грузии начинается всеобщее обсуждение конституционных поправок, касающихся избирательной системы. По словам главы парламентского комитета по регламенту Гурама Мачарашвили, обсуждения пройдут в онлайн-режиме в эфире Общественного вещателя. Все заинтересованные лица смогут задавать вопросы по интернету, а члены конституционной комиссии – отвечать на них. При этом все еще непонятно, по какой именно схеме пройдут выборы в парламент предстоящей осенью: по «компромиссной» (100 депутатов по партийным спискам плюс 50 мажоритариев) или прежней (77 плюс 73).
Для принятия конституционных поправок и соответственно проведения выборов по новой схеме необходимо 112 голосов. Правящая «Грузинская мечта» (ГМ) из-за внутренних противоречий лишилась конституционного большинства: часть депутатов покинула партию. Теперь ГМ, сохранившей в парламенте простое большинство (95 мандатов), для принятия поправок к Конституции нужны голоса оппозиции. И тут могут возникнуть проблемы.
Дело в том, что оппозиция, настаивавшая на изменении избирательной схемы и в результате продолжительных переговоров при участии зарубежных дипломатов, работающих в Тбилиси, добившаяся уступок от властей, теперь угрожает бойкотировать голосование в парламенте. Оппозиция требует выполнения всех пунктов компромисса, достигнутого 8 марта с.г. По ее мнению, власти не до конца выполнили договоренность по освобождению политзаключенных. А это было вторым пунктом компромисса.
За решеткой остается Гиоргий Руруа, один из основателей оппозиционного телеканала «Мтавари архи» («Главный»), задержанный за незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия. Еще двое заключенных, которых оппозиция также считала политическими, – бывший мэр Тбилиси Гиги Угулава, осужденный за бюджетные растраты, и экс-министр обороны Ираклий Окруашвили, привлеченный к ответственности за организацию и участие в беспорядках в Тбилиси летом прошлого года, – были помилованы президентом Саломе Зурабишвили в условиях жесткого давления Запада. Теперь оппозиция требует и освобождения Руруа, угрожая в противном случае провалить голосование по принятию конституционных поправок.
Власти, в свою очередь, продолжают настаивать на том, что политзаключенных в стране не было и нет. Что касается вышедших на свободу бывшего мэра столицы и экс-министра, то, как сказала Зурабишвили, она их помиловала исходя исключительно из заботы о стабильности в Грузии, но отнюдь не потому, что считала их «политическими» или из-за давления Запада. Лидеры ГМ дали понять, чтобы оппозиция не ожидала очередных уступок, а проявила благоразумие и поддержала принятие новой схемы выборов, на чем сама же и настаивала.
Член парламентского большинства Ираклий Кобахидзе, комментируя ситуацию, заявил, что законопроект в любом случае, согласно регламенту, к 21 июня будет рассмотрен в парламенте в первом чтении. А до этого состоятся интерактивные встречи с общественностью – на платформе Общественного вещателя в Тбилиси и в Батуми. По словам Гурама Мачарашвили, население прекрасно понимает сложность ситуации, возникшей из-за эпидемии коронавируса, и, по предварительным данным, будет достаточно активно в процессе телеобсуждений конституционных поправок, которые в эфире Общественного вещателя представят председатель парламента Арчил Талаквадзе и члены конституционной комиссии.
Оппозиция тем временем, несмотря на предъявленный властям ультиматум по голосованию в парламенте, приступила к своим «праймериз», пытаясь договориться по единым кандидатам в мажоритарных округах и кандидатуре будущего премьер-министра. Первые заседания объединенной оппозиции выявили массу противоречий. Даже самые незначительные и малоизвестные партии на данном этапе пытаются диктовать свои условия и навязывать кандидатов из своих рядов.
Может показаться несвоевременным для нее и заявление из Украины бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили – неформального лидера если не самой влиятельной, то самой шумной и агрессивной оппозиционной партии «Национальное движение». В интервью одному из зарубежных изданий Саакашвили заявил, что он настолько занят работой на полученной должности куратора украинских реформ, что у него нет времени даже следить за событиями в Грузии, не говоря уже о каком-то участии в них.
Наблюдатели, однако, не исключают того, что экс-президент мог внять советам ряда экспертов из своего окружения и временно дистанцироваться от процессов в Грузии, так как для части общества, в том числе и оппозиционно настроенной, он служит раздражающим фактором. Таким образом, линия Саакашвили может оказаться политическим ходом, так же как «выплеснутые» оппозицией противоречия по единым кандидатам – предвыборным трюком.
комментарии(0)