Белорусы выстраиваются в очередь, чтобы поставить подпись за своего кандидата – Светлану Тихановскую. Фото с сайта www.svaboda.org
Конкуренты Александра Лукашенко на президентских выборах докладывают об успехах в сборе подписей в свою поддержку. В то же время население республики жалуется, что ставить подписи в поддержку действующего главы государства их принуждают. Эксперты отмечают беспрецедентную активность белорусов, но призывают демократическую общественность не обольщаться.
Фаворитами президентской гонки местные наблюдатели называют экс-главу Белгазпромбанка Виктора Бабарико и жену блогера, автора популярного YouTube-канала «Страна для жизни» Сергея Тихановского Светлану. Как писала «НГ» (см. номер от 27.05.20), Светлана вынуждена была зарегистрировать свою инициативную группу, так как муж в это время находился в изоляторе внутреннего содержания (ИВС) и не мог этого сделать.
Однако активную избирательную кампанию ведет именно Сергей Тихановский, будучи главой инициативной группы.
Бывший банкир сообщил в среду вечером, что его сторонники за три дня уже собрали половину необходимого количества подписей – 50 тыс., но останавливаться на установленном законодательством уровне в 100 тыс. не собираются и ставят цель получить 1 млн подписей. В четверг ЦИК Белоруссии сообщил, что Виктор Бабарико – лидер по количеству уже использованных на избирательную кампанию средств – 24,5 тыс. белорусских рублей (около 10 тыс. долл.). Он же лидер и по наполнению счета – там уже почти 155 тыс. белорусских рублей (около 65 тыс. долл.). Формируется избирательный фонд за счет средств самого кандидата и пожертвований граждан и предприятий. Максимальный его размер – 243 тыс. белорусских рублей (91,7 тыс. долл.).
У второго лидера президентской кампании Сергея Тихановского денег на счете пока нет, но зато есть мощная поддержка населения. Его инициативная группа пока не отчитывалась о количестве собранных подписей, однако к пикетам четы Тихановских стоят самые большие очереди. В видеосюжетах из регионов видно, что люди приезжают даже на такси на окраину города, где собирают подписи в поддержку Светланы Тихановской.
Не такое большое количество собирают пикеты в поддержку экс-помощника Александра Лукашенко, бывшего посла Белоруссии в США и создателя белорусского Парка высоких технологий Валерия Цепкало, экс-депутата Анны Канопацкой, лидера «Говори правду» Андрея Дмитриева, но они тоже заметны на электоральном поле.
Заметна и избирательная активность действующего президента. В СМИ десятками поступают сообщения о том, что на государственных предприятиях и в бюджетных организациях людей заставляют подписываться в поддержку Александра Лукашенко. Намекают, что за отказ подписываться работающим могут не продлить контракт, а учащимся – не дать общежития и т.п. Впрочем, пока с жалобой на принуждение в ЦИК не обратился ни один человек. В остальном избирательная кампания в Белоруссии проходит с ранее невиданной активностью. «Протестное движение сейчас выглядит более сильным, чем в предыдущие годы», – оценил ситуацию экс-кандидат в президенты на выборах 2001 года Владимир Гончарик.
Эксперты предполагают, что такое развитие ситуации стало неожиданным для власти, которая привыкла побеждать аморфную и не имеющую поддержки среди населения оппозицию и рассчитывала, что эпидемия коронавируса сдержит активность. Получилось же наоборот – отсутствие информации, несовпадение официальных данных о количестве заболевших и умерших с тем, что люди видят в своей жизни, обозлили многих белорусов. «Наверху есть определенная рассеянность», – считает политолог Валерий Карбалевич. Эксперт предполагает, что сейчас власть пытается смоделировать новый сценарий развития президентской кампании, отсюда и затишье – ни обличений пропагандистов, ни препятствий для пикетчиков.
«Вероятно, наверху есть соблазн отсечь на этой стадии игроков, способных создать головную боль. Прежде всего речь идет о бывшем руководителе Белгазпромбанка Бабарико, который вошел в игру неожиданно, ведет ее сильно, динамично и, кажется, быстро набирает популярность», – рассуждает политический обозреватель Александр Класковский. «Но не зарегистрировать банкира, если у того будет 200–300–400 тыс. подписей, – это скандал. Скажут: Батька струсил», – полагает он. Поэтому вполне возможно, что в бюллетене окажется много фамилий, но в сам день выборов сторонников активного протеста все же нейтрализуют, посадив на очередные сутки по любым надуманным поводам.
Впрочем, аналитики не исключают, что власть в конце концов изберет жесткий сценарий подавления несогласных, аналогичный тому, который был в 2010 году. Тогда в тюрьмах оказались тысячи людей. Причем не только тех, кто принимал участие в акциях протеста, но и случайных прохожих. Их самым брутальным образом закидывали в автозаки и увозили в ИВС. «Если вопреки превентивным мерам силовиков протесты вспыхнут в достаточно серьезном масштабе, финал этой кампании, увы, может, оказаться весьма драматичным. Лукашенко хоть и был психологически травмирован 2010 годом, однако вряд ли станет церемониться, когда на кону окажется устойчивость его режима, вопрос его власти над страной», – считает Александр Класковский.
Минск
комментарии(0)