Эрмитаж оказался в черном списке украинской власти. Фото Reuters
Продление запрета российских соцсетей и информационных ресурсов в Украине породило новую волну обвинений в адрес власти. Политические силы, которые в Киеве считаются пророссийскими, обвиняют Владимира Зеленского в продолжении политики Петра Порошенко. В команде Порошенко упрекают новую власть в слишком долгих раздумьях на тему санкций. Рядовые украинцы за последние три года научились жить в новой виртуальной реальности.
Первый президентский указ о запрете доступа украинцев к российским соцсетям и некоторым интернет-ресурсам был подписан Петром Порошенко 16 мая 2017 года. Решение в апреле того же года принималось на заседании Совета нацбезопасности и обороны (СНБО). Документ назывался «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» и должен был действовать в течение трех лет – до мая 2020 года. Тогда украинские чиновники обосновали запрет «информационной войной России против Украины». Напомним, что закон, в котором Россия была признана «государством-агрессором» и «оккупантом», Верховная рада приняла только в январе 2018 года, более чем через полгода после введения санкций.
Сейчас Порошенко, являющийся депутатом Верховной рады и лидером парламентской партии «Европейская солидарность», заявил, что избранная его командой политическая линия доказала свою эффективность: «По данным Интернет-ассоциации Украины, доля украинских интернет-пользователей, которые ежедневно посещают «ВКонтакте», снизилась с 54 до 10%... доля пользователей сети «Одноклассники» уменьшилась с 35 до 10%. Это в значительной степени лишает Россию одного из ключевых инструментов в гибридной войне против Украины, уменьшает возможность инфильтрации идей «русского мира» и промывания мозгов российской пропагандой. А также уменьшает возможность сбора данных и наносит удар по работе российских спецслужб». Порошенко похвалил решение команды Зеленского, но посетовал, что с продлением санкций тянули до последнего момента.
С приближением даты окончания действия решений, принятых в 2017 году, команда Порошенко и партия Святослава Вакарчука «Голос» все настойчивее требовали от Владимира Зеленского продлить санкции. Оппозиция до последнего сомневалась в том, что президент Украины поставит свою подпись под таким решением. Дело в том, что Владимир Зеленский еще в период предвыборной кампании сказал в интервью, что он не понимает смысла запрета соцсетей, поскольку существуют технические возможности обойти это решение власти.
С 2017 года доступ блокируют украинские провайдеры: при попытке загрузить страницу запрещенного ресурса на экране пользователя появляется сообщение о запрете со ссылкой на решения органов власти. Но почти сразу же после решений команды Порошенко в интернете появились инструкции, как обойти блокировку: при помощи VPN (Virtual Private Network) и TOR (The Onion Router). Служба безопасности Украины (СБУ) обещала не преследовать тех, кто воспользуется подобными технологиями.
Считалось, что таких может быть много, ведь российские соцсети, а также запрещенные «Яндекс», «Mail.ru», ряд информационных ресурсов были популярны в Украине. Соцопрос, проведенный в 2018 году Киевским международным институтом социологии (КМИС), показал, что 45,8% украинцев сочли запрет нарушением своих прав, а 30,2% поддержали решение власти. «В 2019-м уже 53,2% были против запрета и лишь 28,8% – за», – указывает партия «Оппозиционная платформа – За жизнь».
Старший консультант коммуникационного агентства EFCOM Алексей Гордеев написал в колонке для «Нового времени», что в 2017 году «подростки и люди в зрелом возрасте – ключевые аудитории для «ВКонтакте» и «Одноклассники» – соответственно еще прилагали усилия, чтобы обойти запрет и пообщаться со старыми друзьями в привычной соцсети». Но затем «большинству надоели обходные маневры и многие перешли на другие площадки». По данным PlusOne, по состоянию на март 2020-го в Украине насчитывалось около 14 млн пользователей Facebook; 11,5 млн пользователей Instagram. Для сравнения: в августе 2018 года Facebook пользовалось 12 млн, Instagram – лишь 9 млн. В апреле с.г. компания Kantar online Track провела свой опрос об отношении украинцев к блокированию российских ресурсов. 46% поддержали идею продления санкций, введенных в 2017 году, 43% выступили против, 11% воздержались от ответа. До блокировки российскими соцсетями часто пользовались 51% опрошенных украинцев, 38% пользовались время от времени, не пользовались 10%. После блокировки заходили на запрещенные ресурсы при помощи специальных приложений 17% (часто), 41% (иногда). 37% соблюдали запрет. «Жители запада Украины (68%) и Киева (58%), а также респонденты с материальным положением выше среднего (54% среди таких респондентов)… чаще по сравнению с выборкой в целом заявляли о необходимости продолжить блокировку российских веб-ресурсов. Жители юга (57%) и востока (54%), а также респонденты с невысоким доходом (56%) чаще отмечали, что блокировку следует отменить», – цитируют украинские СМИ итоги опроса.
Команда Зеленского руководствовалась в принятии решения рекомендациями СБУ. В начале апреля на сайте ведомства появилось сообщение с цитатой главы СБУ Ивана Баканова: «Против Украины продолжается гибридная война, и мы продолжаем противостоять информационным атакам со стороны РФ. Поэтому в продолжении санкций есть смысл: этим мы защитим наших граждан от фейков и манипуляций, а соответственно – сохраним безопасность государства в целом». 10 апреля СБУ подала свои выводы на рассмотрение Совета нацбезопасности и обороны, который через месяц поддержал идею продления санкций еще на три года. На прошлой неделе президент Зеленский подписал указ о введении в действие решения СНБО. В списках – 235 юрлиц и 377 физлиц. Кроме соцсетей под запретом снова оказались «Mail.ru», «Яндекс», сайты kaspersky.ru, drweb.ru и даже российские вузы, издательства и музеи.
Киев
комментарии(0)