Власти Узбекистана надеются на скорое возвращение туристов в Ташкент и другие города страны. Фото с сайта www.radiosvoboda.org
Коронавирус и экономический кризис нанесли сокрушительный удар по туристической отрасли всего мира, и в частности государств Центральной Азии, которые рассчитывали на существенные доходы в бюджет. Однако ставить крест на туризме рано. Более того, есть все предпосылки для быстрой реанимации туротрасли.
Еще в начале марта вице-премьер, председатель Госкомитета по развитию туризма Узбекистана Азиз Абдухакимов приглашал в страну туристов из РФ, отменивших поездки в Китай и другие страны из-за COVID-19. В Ташкенте планировалось провести саммит руководителей туристических компаний Центральной Азии, России и Азербайджана, чтобы договориться о развитии регионального туризма. Но все планы рухнули.
По данным Госкомтуризма Узбекистана, общее количество туристов, посетивших республику в 2019 году, составило 6,75 млн человек (на 35% больше по сравнению с 2018 годом), в том числе из соседних стран Центральной Азии – 5,8 млн человек. Туризм мог стать для Ташкента настоящим золотым дном, но не стал из-за пандемии.
«Восстановление отрасли потребует какого-то времени. Ташкенту в силу особенностей политического устройства и общей экономической ситуации это будет проще, а Бишкеку и Душанбе намного сложнее – только если после пандемии найдутся инвесторы, готовые вкладывать в туристические направления. Но, боюсь, миру будет не до того», – сказал «НГ» заместитель генерального директора Центра стратегических оценок и прогнозов Игорь Панкратенко.
Советник премьер-министра Киргизии Кубат Рахимов считает, что для Центральной Азии кризис в туристическом секторе будет носить затяжной характер. «Количество туристов резко уменьшится по двум причинам. Первая – отсутствие доходов у туристов, поскольку пострадали все бизнесы в период двойного кризиса – экономического и коронавируса. Во-вторых, у многих будет боязнь застрять далеко от родины, как это случилось в период пандемии. Но есть перспективы развития внутреннего туризма», – сказал «НГ» Кубат Рахимов. По его мнению, он будет связан с рекреационными зонами – отдых возле водоемов, горный туризм. Но этот поток не будет глобальным. «Возможно, останется какая-то часть регионального туризма. Например, алмаатинцы с удовольствием приезжают на Иссык-Куль. Возможно, этого будет достаточно, чтобы на 30–40% поддержать туристическую индустрию на Иссык-Куле. Что же касается туристических мест в Узбекистане – Самарканда, Бухары, Хивы, то там большая часть денежного потока формировалась иностранными туристами, которые путешествовали, захватывая две-три страны региона. Сложные маршруты вряд ли будут востребованы, по крайней мере в этом году», – считает Рахимов.
По его словам, что касается туристов из РФ, которые привыкли отдыхать в Боровом (Казахстан) или на Иссык-Куле (Киргизия), то особых перемен ожидать не стоит – у российского туриста давно сложившаяся репутация самого смелого на постсоветском пространстве. «Главное, чтобы открыли границы, чтобы дали возможность перемещаться, чтобы пандемия пошла на спад. Эти факторы будут самыми главными. Если у нас все получится и мы безболезненно пройдем этот этап, то все, что связано с отдыхом возле водоемов и горным туризмом, имеет шансы на существование. А в 2021 году уже стоит ожидать исправления ситуации, выхода на 70–80% от потоков 2019 года», – подчеркнул Рахимов.
«Коронавирус заставил все страны мира сдавать экстерном туристический экзамен. Экзамен на прочность своих турметодик и разработок. За последние два года экономическая роль туризма в странах СНГ стабильно усиливалась. 13 марта 2020 года мы успели провести международный туристский конгресс «СНГ+МИР», девизом которого стало: «Успех – значит успеть». Сегодня для всего мирового турбизнеса слово «успеть» становится знаковым. Нужно успеть адаптироваться к новым условиям, нужно успевать делать грамотные прогнозы, нужно успеть оставаться здоровым и в жизни, и в профессии. В связи с этим хочу отметить наиболее здоровый и выдержанный подход турбизнеса СНГ к новым реалиям», – сказала «НГ» автор всемирной интеграционной программы «СНГ+МИР», руководитель Комитета по туризму ДЦ СНГ Анастасия Павлова. По ее словам, государства СНГ имеют все необходимое для быстрой реанимации туротрасли. «В Казахстане планируют строительство 13 аэропортов, в Киргизии особое значение придают экотуризму, Азербайджан разработал поэтапный план восстановления туротрасли после карантина, Таджикистан формирует новое интересное туристическое меню, а Узбекистан так вовсе сделал туризм знаменем своей экономики. Даже при самом пессимистичном прогнозе международного туризма считаю, что азиатское направление СНГ может стать достойной альтернативой европейским направлениям на ближайшие пару лет», – считает Павлова.
Пока же страны региона спасают свои экономики. Узбекистан кинулся на помощь аграрному сектору. Государство возвращает фермерам ранее выведенные из оборота дополнительные земли, чтобы сельхозпроизводители смогли вдвое увеличить производство овощей, фруктов и мяса. Крестьянам предлагают брать новые сады, виноградники и теплицы в лизинг сроком до семи лет с трехлетним льготным периодом. По словам президента Шавката Мирзиёева, это единственный способ частично компенсировать потери в других секторах экономики, обеспечить занятость и доходы. «Теперь земля, и только земля, сможет нас прокормить. Все страны приостановили торговлю. По этой причине мы говорим о производстве продуктов питания – всем нужно зерно, птица, крупный рогатый скот и рыба», – сказал президент, добавив, что времени мало.
Киргизия берет курс на развитие горнорудной промышленности. 70% налоговых поступлений в бюджет дают несколько сотен крупных предприятий. В первую очередь – горнорудная отрасль. «Киргизские депутаты уже осознали, что переборщили с принятием закона о запрете на разработку урановых месторождений, тем самым потеряв инвесторов. Но сейчас есть шанс переиграть ситуацию и вернуть эту отрасль. Дорожает золото. Унция уже стоит около 1700 долл. Акции золоторудных компаний идут вверх, локомотив промышленного производства в Киргизии – это канадское предприятие Centerra Gold, которая владеет золоторудным месторождением «Кумтор». В этом году запускается месторождение «Джеруй» с участием российских инвесторов. Работают китайские предприятия. Так что здесь как раз та ситуация, когда горнорудная отрасль могла бы вытянуть Киргизию в 2020 году», – подчеркнул Кубат Рахимов. Дальше, по его словам, пойдет возврат основных видов деятельности – торговля, сектор услуг, производство продуктов питания. Потери неизбежны, самым пострадавшим будет сектор, который был связан с реэкспортом из КНР. По мнению советника киргизского премьера, странам Центральной Азии нужно заняться диверсификацией своих экономик. «Анализ показывает, что у Киргизии – не самой богатой экономики региона, за счет диверсификации структуры народного хозяйства есть шансы минимизировать потери. Принцип не складывать яйца в одну корзину – это про Киргизию в данном случае. В регионе можно и нужно развивать легкую промышленность, которая, к слову, в республике поднялась в последние годы. Киргизские швейники могли бы вписаться в узбекские и таджикские кластеры, связанные с производством и переработкой хлопка, нитей, тканей. Мы бы смогли отстроить региональную кооперацию», – считает Рахимов.
комментарии(0)