Депутатам Верховной рады предстоит рассмотреть 16 тысяч поправок к закону из 16 тысяч слов. Фото Reuters
На 13 апреля в Верховной раде запланировано еще одно внеочередное заседание. Депутаты снова попытаются перераспределить доходы и расходы госбюджета, чтобы изыскать средства для противодействия эпидемии. Два закона, принятие которых является условием получения кредита от Международного валютного фонда (МВФ), остаются под вопросом.
Речь идет о законах о запуске рынка сельхозземли и о банковской деятельности. Первый из них украинский парламент принял на внеочередном заседании 31 марта. В итоговую редакцию документа были внесены серьезные поправки, и часть оппозиции его поддержала. Но другая часть сразу же зарегистрировала в Верховной раде 13 постановлений об отмене принятого закона. Пока каждое из них не будет рассмотрено, председатель парламента и президент не могут подписать закон. До тех пор он не вступает в силу. Все проекты планируется рассмотреть 13 апреля.
Кроме того, предполагалось продолжение работы над принятым в первом чтении законом о банковской деятельности. Однако в повестке дня на понедельник он не значится: депутаты подали к законопроекту рекордное для Украины число поправок – почти 16,5 тыс. Теоретически каждую из них должен рассмотреть профильный парламентский комитет, а затем весь состав Верховной рады. Если работа над 2–4 тыс. поправок к другим законам затягивалась на полтора-два месяца, то, учитывая особенности работы Верховной рады в условиях карантинных мер, закон о банках мог бы рассматриваться до осени.
Глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, депутат от «Слуги народа» Даниил Гетманцев сказал в интервью «Левому берегу»: «Не знаю, что мы с этими всеми поправками будем делать… Но знаю одно: регламент мы нарушать не будем. Комитет их еще не начал рассматривать. У нас нет даже их таблиц ко второму чтению».
Председатель Верховной рады Дмитрий Разумков в интервью телеканалу «112 Украина» отметил: «Такое количество поправок не направлено на то, чтобы сделать закон лучше, оно направлено больше на то, чтобы затянуть этот процесс». Не только авторы поправок, но и многие эксперты убеждены, что закон принимать нельзя. Политический эксперт Владимир Кацман сказал каналу «112 Украина»: «Сейчас МВФ требует, по сути, уничтожить украинскую банковскую систему. Суть закона о банках – в двух вещах. Первая: на территорию банковской деятельности не распространяются решения украинских судов… Как это? В государстве кто-то выводится из-под конституционной нормы, согласно которой любое решение (любое – хозяйственное, не хозяйственное, банковское, не банковское) может быть обжаловано в суде?.. Второе положение: по сути, руководить украинскими банками будут оттуда, из-за границы».
Депутат Андрей Холодов, которого процитировало агентство «Украинские новости», отметил, что законопроект дает право чиновникам делать на финансовом рынке абсолютно все, что те сочтут нужным «на основании своего профессионального суждения»: «Это «суждение» нельзя оспорить в суде. Максимум, что можно, – это попробовать получить компенсацию за незаконные решения постфактум. Но условия прописаны так, что это сделать будет нереально… Вы владелец банка? Нацбанк может отжать его в любой момент. И никак вы потом бизнес не вернете. Ну или договаривайтесь с Нацбанком – ищите коррупционные возможности».
Политолог Руслан Бортник считает, что окончательно утвердить этот закон в Верховной раде будет крайне сложно, поскольку многие депутаты выступают против нормы, согласно которой «решения Нацбанка будет фактически невозможно обжаловать в суде». Кроме того, по словам эксперта, противодействие такому закону оказывают не только депутаты, так или иначе связанные с Игорем Коломойским: «Законопроект касается еще 70–80 бывших владельцев банков. И они тоже лоббируют свои интересы».
Те, кто выступает за принятие этого закона, подчеркивают, что от него зависит предоставление нового кредита МВФ. Депутат от «Европейской солидарности» Петра Порошенко Ирина Геращенко написала в соцсети, что к закону, состоящему из 16 тыс. слов, подано 16 тыс. поправок: «Цель здесь совершенно очевидна – заблокировать принятие этого закона или отсрочить его на полгода». За это время, по мнению Геращенко, украинская экономика может не выдержать без внешних заимствований и стране придется объявить дефолт: «Это – гиперинфляция, девальвация гривны, очень серьезный рост безработицы».
Киев
комментарии(0)