Несмотря на карантинный режим, верующих в храмах много. Фото с сайта www.ekhokavkaza.com
Грузинская православная церковь (ГПЦ) возмущена публикациями местных СМИ о том, что один из высокопоставленных священнослужителей инфицирован COVID-19. По мнению представителей ГПЦ, это целенаправленная ложь. Духовенство убеждено, что определенные силы в Грузии под предлогом эпидемической обстановки стараются нанести ГПЦ репутационный ущерб, отвратить от нее верующих, внести сумятицу и раскол между церковью и обществом.
Пресс-секретарь Грузинского патриархата протоиерей Андриа Джагмаидзе выразил крайнее недовольство публикациями, смысл которых сводится к тому, что церковь якобы не подчиняется решениям правительства, касающимся чрезвычайного положения (ЧП), введенного для противодействия пандемии коронавируса.
Синод РПЦ однозначно решил ничего не менять в порядке богослужения, в том числе при таинстве причащения: никакой одноразовой посуды, как предлагают некоторые представители общества, не будет. По словам священнослужителя, в ГПЦ никогда не призывали паству игнорировать требования правительства, не требовали обязательно посещать богослужения, ничем не угрожали верующим, решившим воздержаться от посещения храмов на период карантина.
Джагмаидзе подчеркнул, что ГПЦ вправе предполагать, что против нее ведется кампания, потому что, когда раздались первые требования о необходимости использования в храме одноразовой посуды, ни один ресторан или кафе в Грузии по санитарным соображениям не был еще закрыт. ГПЦ – автокефальная церковь, все свои решения она принимает сама, без диктовки откуда бы то ни было, и, к сожалению, вокруг нее в последнее время слишком много дезинформации, чтобы думать о случайных совпадениях, а не об атаке на церковь, считает патриархийный пресс-секретарь.
Между церковью с одной стороны и властями и частью общества – с другой со дня введения ЧП действительно возникли трения. Казалось, власть надеялась, что ГПЦ поддержит ее действия по противоборству пандемии и выскажется соответствующим образом. Однако последовавшие заявления представителей ГПЦ при всем желании в таком ключе истолковать было невозможно. Синод после продолжительного заседания объявил о том, что церковь ни на йоту не отклонится от священных обрядов, потому как даже временный отказ от них расценивается как проявление неверия.
И тогда в патриархию направились первые лица страны – премьер Гиоргий Гахария и спикер парламента Арчил Талаквадзе. После переговоров с иерархами ГПЦ они объявили, что власть не собиралась и не будет чинить препятствий церкви в ее деятельности. Потом заглохли и голоса общественности, возмущенной упрямым нежеланием церкви учитывать эпидемическую обстановку. Священнослужители же, демонстрируя, что не отстраняются от навалившейся беды, окропили улицы грузинских городов освященной водой, внеся таким образом свою малую лепту в борьбу с коронавирусом. Серьезного раскола удалось избежать.
Вот и сейчас после отповеди пресс-секретаря патриархии слово взял мэр Тбилиси Каха Каладзе, заявивший, что Грузинская церковь всегда стояла на страже интересов государства и в этом никто не должен сомневаться. «Я прошу святых отцов молиться за Грузию, за спасение, за то, чтобы паства в лишний раз не подвергала себя риску ненужными выходами на улицу», – так отреагировал мэр Тбилиси. Кроме того, он сообщил, что для доставки Благодатного огня на Воскресение Христово, накануне праздника, 18 апреля, в Иерусалим будет организован спецрейс.
Столь обходительное отношение властей к ГПЦ может объясняться не только искренним уважением к самому влиятельному на протяжении многих лет общественному институту Грузии, но и тем, что в октябре запланированы парламентские выборы. Лишиться поддержки ГПЦ незадолго до важнейшего политического события – убийственно для правящей «Грузинской мечты». Впрочем, как и для любой другой партии.
комментарии(0)