Голосование в Нагорном Карабахе проходило в спокойной обстановке с соблюдением эпидемиологической безопасности. Фото с сайта www.nkrmil.am
В непризнанной Нагорно-Карабахской республике (НКР) в последний день марта состоялись президентские и парламентские выборы. У идеи переноса выборов из-за коронавируса было немало сторонников, однако все 280 избирательных участков открылись в назначенное время. Но во второй половине дня явка едва достигла 50%. Пассивность может объясняться опасением населения эпидемиологической ситуации, несмотря на то что в НКР, по официальным данным, нет инфицированных коронавирусом и властями были приняты достаточно серьезные санитарные меры.
Все избирательные участки накануне подверглись тщательной обработке. Членам комиссий выделена защитная одежда. На участки специально для военнослужащих во избежание вспышки эпидемии в армии завезены маски и перчатки. В день голосования в помещениях регулировалось количество избирателей.
На пост президента непризнанной республики баллотировались 14 кандидатов, в их числе 2 женщины, а на 33 депутатских мандата (17 мажоритариев плюс 17 по пропорциональной системе) в Национальном собрании – 2 политических блока и 10 партий. Повышенное внимание привлекли все-таки выборы президента – в отличие от прошлых лет их итоги малопредсказуемы ввиду отсутствия явного фаворита.
Еще в начале месяца основными кандидатами на победу считались бывший госминистр Араик Арутюнян и глава МИДа Масис Маилян (см. «НГ» от 06.02.20). Но в ходе избирательной кампании Маиляна, похоже, оттеснил бывший секретарь Совета безопасности Виталий Баласанян. По мнению ряда аналитиков, против Маиляна была развернута мощная агитация – в его команде «нашли» кого-то, сотрудничавшего с Фондом Сороса, «вспомнили», что он объявлен невъездным в Россию, хотя министр неоднократно опровергал это. Сам Маилян, видимо, допустил ошибку, надеясь на поддержку бывшего командующего Армией обороны НКР Самвела Бабаяна: на него за последние дни накопали столько компромата, что его помощь может обернуться против Маиляна.
Баласанян же вел свою кампанию в достаточно активной, даже несколько агрессивной форме и добился как минимум того, что сегодня в Армении и НКР не исключают проведения второго тура, в ходе которого померятся силами он сам и бывший государственный министр Араик Арутюнян.
К слову, именно вероятностью второго тура объясняли свою позицию многочисленные сторонники переноса выборов. По их мнению, к тому времени в республике может сложиться такая эпидемиологическая ситуация, что второй тур провести будет просто невозможно и ситуация зависнет в неопределенном состоянии. Поэтому, говорили они, лучше перенести выборы на более благоприятное время.
Впрочем, и другие их аргументы в той или иной степени связаны с угрозой коронавируса. Во-первых, никто не знает, какова реальная обстановка, поскольку связь у Карабаха с Арменией, где введено чрезвычайное положение, была интенсивной, а ближайший к НКР регион Сюник отличается особой неблагополучностью, в том числе из-за соседства с Ираном. В любом случае интенсивное передвижение в день голосования – серьезный риск. Во-вторых, на выборах опять же из-за коронавируса нет зарубежных наблюдателей и журналистов, а значит, мечты о вкладе в международную легитимизацию не оправдываются. И более того, проведение выборов в таких условиях однозначно будет использовано Азербайджаном и прочими недоброжелателями. В-третьих, в таких условиях возрастает вероятность фальсификаций и подкупа избирателей. В-четвертых, часть электората, свободная от неформальных финансовых или иных обязательств голосовать за кого-то, из опасения заболеть просто не пойдет на избирательные участки. Следовательно, исход голосования может решиться избирателями, «купленными» и придавленными административным и «работодательским» ресурсом. В-пятых, президент, избранный в таких условиях, при пассивности электората не будет пользоваться высоким уровнем легитимности в самом Нагорном Карабахе, что чревато внутренней нестабильностью. А это НКР совсем уж ни к чему. Куда приемлемее постепенное проникновение в карабахское общество новых тенденций при умеренном и не зависящем от прежних армянских властей человеке во главе непризнанной республики.
Сторонники же своевременных выборов аргументировали просто: ситуация позволяет проводить выборы, а значит, их надо провести. Перенос может обернуться такой же неопределенностью: во главе НКР останется третий президент республики Бако Саакян, отработавший уже два срока и сейчас руководящий Нагорным Карабахом уже в качестве президента переходного периода, подразумевающего трансформацию республики со смешанным управлением в президентскую, согласно итогам референдума июля 2017 года. В результате этот подход и восторжествовал – имя четвертого президента непризнанной республики может стать известно уже через несколько часов.
Отметим, что выборы в НКР прошли на фоне обострения азербайджано-армянского конфликта. Инцидент произошел на участке азербайджано-армянской границы в Тавушской области Армении. По данным армянского МИДа, со стороны Азербайджана обстреливались населенные пункты Баганис и Коти. По словам старосты села Баганис Нарека Саакяна, серьезные повреждения получила местная школа, был ранен один ученик. Ранения получили также двое военнослужащих армянской армии. О потерях азербайджанской стороны ничего не сообщается.
комментарии(0)