Саломе Зурабишвили получила письмо евродепутатов с просьбой помиловать бывшего мэра Тбилиси. Фото с сайта www.president.gov.ge
Оппозиция Грузии требует от властей выполнения всех пунктов достигнутого на днях соглашения. Речь об освобождении политзаключенных – бывшего мэра Тбилиси Гиги Угулава, экс-министра обороны Ираклия Окруашвили, крупного акционера оппозиционного телеканала «Мтавари архи» («Главный») Гиоргия Руруа и активиста Бесика Тамлиани. Власть, в свою очередь, обвиняет оппозицию во лжи – политзаключенных нет, стало быть, и освобождать некого.
Формально власть права. Угулава отбывает почти трехлетнее наказание по решению Верховного суда за многомиллионную растрату на посту мэра Тбилиси. Окруашвили обвиняется за публичные призывы к госперевороту. Руруа задержан за незаконное хранение и ношение огнестрельного оружия, а Тамлиани – за противоправные действия. Эти трое находятся в предварительном заключении.
Все они оказались за решеткой на пике оппозиционных выступлений. Окруашвили и Тамлиани во время событий, получивших название «ночь Гаврилова» – по фамилии депутата Госдумы РФ, чей приезд в Грузию летом прошлого года спровоцировал протестные выступления оппозиции, вылившиеся в попытку захвата парламента. Руруа и Угулава были задержаны позже.
Оппозиция утверждает, что власть этими арестами пыталась ослабить протестное движение. И раз уж достигнуто соглашение по избирательной системе, после чего оппозиция объявила от отказе от акций протеста, то и правящая «Грузинская мечта» (ГМ) должна прекратить репрессии и освободить задержанных.
«Власть должна выпустить на свободу наших соратников и закрыть уголовные дела. Она обязана сделать это ради восстановления спокойствия, снижения напряженности и для того, чтобы избирательная кампания стартовала в нормальной атмосфере», – считает бывший секретарь Совета национальной безопасности, один из лидеров оппозиционной «Европейской Грузии» (ЕГ) Гига Бокерия.
Сложнее всех дело обстоит с Угулава, которому Верховный суд уже вынес приговор. Теперь, согласно Конституции, он может выйти на свободу только по президентскому акту о помиловании. Бывший мэр, не признавший себя виновным и из своей «посадки» устроивший целое антиправительственное шествие, все-таки обратился к Саломе Зурабишвили с просьбой о помиловании. О реакции президента пока ничего не известно. Зато известно, что за Угулава заступилась небольшая группа депутатов Европарламента, направившая Зурабишвили коллективное ходатайство за тбилисского экс-мэра.
Между тем власть обвиняет оппонентов в спекуляции и шантаже. По словам лидеров ГМ, достигнутое в присутствии сотрудников посольства США соглашение касалось только изменений избирательной системы. И оно будет выполнено: парламентские выборы осенью нынешнего года пройдут по смешанной пропорционально-мажоритарной системе с 1-процентным избирательным порогом, 120 депутатов будут избраны по партийным спискам, а 30 – по одномандатным округам, формировать правительство депутаты смогут 40% голосов.
Власти Грузии могут не опасаться акций протеста. Ни сегодня, ни в ближайшее время. В стране, как и в большей части мира, сложная ситуация из-за коронавируса – отменены все мало-мальски многолюдные мероприятия, закрыто большинство увеселительных заведений. Правительство, перешедшее на 24-часовый рабочий график, ввело жесткие ограничения и меры по противодействию распространению инфекции. Попутно разработан план по минимизации ущерба экономике, особенно сектору туризма, получившему нокаутирующий удар. Согласно инициативе кабинета министров, которую поддержали крупнейшие банки Грузии, весь бизнес, связанный с туристическим сегментом, на несколько месяцев освобожден от всех налогов, реструктурированы долги банкам, а выплаты по процентам на этот чрезвычайный период вовсе аннулированы. В ситуации с коронавирусом для властей вышло по поговорке – нет худа без добра. Четкие действия правительства снискали однозначное одобрение общества. С учетом этого и высокой эпидемиологической опасности оппозиции, конечно, глупо вызывать население на акции протеста.
комментарии(0)