В некоторых странах Центральной Азии коронавирус заметно оживил торговлю. Фото с сайта www.ozodi.org
Вирус COVID-19 дошел до Центральной Азии. Узбекистан уже подбивает миллиардные недополучения из-за сокращения объемов торговли с Китаем и другими странами, в которых наблюдается вспышка коронавируса. Киргизия разрабатывает антикризисный план для минимизации негативных экономических последствий. Страны Центральной Азии закрывают границы, отменяют массовые мероприятия, и даже празднования Навруза отменяются.
В Таджикистане на карантин закрыты мечети, включая соборные, отменены пятничные и пятикратные молитвы. Исключение составила только погребальная молитва. Имамы призывают верующих соблюдать правила гигиены, особенно при посещении святых мест, и внимательнее относиться к своему здоровью, поскольку в некоторых странах, где эпидемия вируса принимает угрожающие масштабы, верующие, пытаясь доказать, что вера сильнее коронавируса, демонстративно «облизывают ограды мечетей» и… заболевают. Впрочем, по данным Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Таджикистана, в стране не зафиксировано случаев заражения коронавирусом.
Несмотря на благополучную эпидемиологическую обстановку, в Таджикистане в дни празднования Навруза не будет ни массовых гуляний, ни театрализованных представлений, сообщила «Азия плюс». Планировалось, что старт торжественным мероприятиям, которые должны начаться в Ходженте 22 марта, даст президент Эмомали Рахмон. На стадионе должно было состояться театрализованное представление с участием 7 тыс. человек, в основном учащихся школ и вузов. Но отменены и репетиции, которые начались еще зимой. Теперь у студентов нет отвлекающих факторов.
В последние дни в республике начался продуктовый ажиотаж, с прилавков сметают муку, рис, сахар и другие непортящиеся продукты, причем по завышенным ценам. Для всех стран Центральной Азии Китай является торговым партнером номер один, и экспорт Китая в центральноазиатские страны охватывает очень широкий спектр. Население это обстоятельство не смущает.
По оценке доктора экономических наук Сергея Воронина, ощутимее Таджикистана из-за снижения объемов может пострадать Узбекистан. Ташкент в конце года может не досчитаться 1 млрд долл. В интервью порталу review.uz Воронин отметил, что по итогам 2019 года Китай стал основным торговым партнером Узбекистана, его доля в общем объеме внешней торговли республики составила 18%, товарооборот превысил 7,6 млрд долл., что на 1 млрд долл. больше, чем товарооборот с Россией. Узбекистан в больших объемах экспортирует в Поднебесную энергоносители и нефтепродукты, текстиль, услуги, а импортирует машины и оборудование, изделия химической промышленности. Поэтому «изоляция» КНР из-за COVID-19 крайне негативно отразится на всех этих отраслях экономики, полагает Воронин. Также стоит ожидать падения производства, так как Китай является основным поставщиком сырья и оборудования, в том числе для узбекских промышленных гигантов, таких как Навоийский горно-металлургический комбинат, Алмалыкский горно-металлургический комбинат, «Узтрансгаз» и прочих. Ударит коронавирус и по предпринимательству. Только в 2019 году в Узбекистане была создана 531 компания с китайским капиталом, что позволило бизнесменам из КНР лидировать в этом списке. В нынешнем году такого показателя достичь не удастся.
В соседней Киргизии правительство уже приступило к разработке антикризисного плана для минимизации негативных последствий для экономики страны из-за распространения коронавируса. Как заявил премьер-министр Киргизии Мухаммедкалый Абылгазиев, «нужно учитывать, что пятая часть товарооборота приходится на КНР… поэтому нужно провести более глубокий анализ влияния эпидемиологической ситуации на бизнес-среду с тем, чтобы минимизировать последствия». На совещании правительства Абылгазиев предложил усилить работу по поиску альтернативных рынков и выработать эффективные механизмы поддержки бизнеса. По его словам, ситуация с коронавирусом уже становится источником частичной неопределенности для бюджета и экономики республики.
В республике отменены спортивные соревнования регионального масштаба. Азиатская футбольная конфедерация (АФК) приняла решение не проводить назначенный на 11 марта в Бишкеке футбольный матч в рамках группового этапа Кубка АФК между бишкекским ФК «Дордой» и туркменским «Алтын-Асыр». Также перенесен матч бахрейнского «Риффа» с оманской «Дофа» (Оман) с 9 марта на более поздние сроки. А туркменский клуб «Ахал» загодя отказался от поездки в Киргизию из-за страха перед коронавирусом.
В самом Туркменистане уже зафиксированы случаи заражения коронавирусом. По сообщению радио «Азатлык» (туркменская служба Радио «Свобода»), в инфекционной больнице поселка Чоганлы около Ашхабада уже десятый день находятся на лечении двое граждан Туркменистана, у которых выявлен вирус COVID-19. В Центре профилактики и лечения инфекционных заболеваний признали, что в медучреждении есть пациенты, которые остаются на карантине, хотя коронавирус у них не выявлен.
Власти стран Центральной Азии с большим запозданием, но стали закрывать границы для въезда граждан из тех стран, в которых зарегистрирована вспышка заболевания. В частности, Казахстан приостановил не только авиасообщение, но и зажег красный свет в портах Актау и Каурык иностранным судам с пассажирами.
Киргизия закрыла свои границы только с 1 марта для граждан Китая, Ирана, Афганистана, Южной Кореи и Италии. Таджикистан чуть ранее ввел запрет для 35 стран. Но затем, по всей видимости, оценив экономический ущерб, ограничился теми же пятью странами. В Туркменистане, по данным издания Turkmen news, граждан страны не допустили на рейс Ашхабад–Дубаи авиакомпании FlyDubai, и самолет вылетел полупустым. Радио «Азатлык» сообщило о приостановке пассажирских перевозок через морской порт в Туркменбаши. Ограничения на поездки для своих граждан ввел и Узбекистан.
Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ) выпустили совместное заявление о готовности оказать финансовую поддержку для борьбы с последствиями распространения вируса. По мнению экономистов, в первую очередь пострадают развивающиеся страны.
комментарии(0)