Акции в защиту русских школ проходили по всей Украине, пока их не запретил закон. Фото с сайта www.golos.ua
Верховная рада может внести коррективы в законодательство, касающееся языковой политики. На днях зарегистрированы два законопроекта, предполагающие расширение языковых прав нацменьшинств. Среди прочего речь идет об использовании русского языка в работе парламента, а также в системе образования – от дошкольного до высшего.
Авторами инициативы выступили депутат от правящей партии «Слуга народа», ранее известный блогер и публицист Макс Бужанский, и представитель партии «Оппозиционная платформа – За жизнь», дипломат, имеющий опыт работы в посольстве Украины в РФ, Олег Волошин. То есть депутаты от двух крупнейших фракций Верховной рады. Однако это не гарантирует результатов голосования: если Волошин представляет позицию своей партии, то с Бужанским далеко не всегда согласны другие члены его фракции.
Многое будет зависеть от выводов Конституционного суда, в который ранее обратилась группа депутатов. Они попросили суд оценить, соответствует ли Конституции Украины принятый в последние дни президентства Петра Порошенко закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». Напомним, этот закон, базируясь на конституционной норме о единственном государственном языке – украинском, предполагает украинизацию всех сфер общественной жизни. Депутаты, обратившиеся в Конституционный суд, считают, что таким образом нарушаются права нацменьшинств.
Уполномоченная по защите государственного языка Татьяна Монахова еще в конце года заявила, что все права будут соблюдены и гарантированы. Для этого в первом квартале с.г. планируется принять второй закон – о языковых правах национальных меньшинств. По мнению Монаховой, работать должны два закона.
Второй законопроект все еще разрабатывается. А тем временем Верховная рада приняла уже два закона, регламентирующих применение языков в сфере образования – «Об образовании» и «О среднем образовании». Они предполагают, что весь образовательный процесс в Украине, независимо от формы собственности учреждений, будет переведен на украинский язык. В дошкольной системе и в начальных классах средней школы сохранится возможность обучения на языках нацменьшинств, но, начиная с 5-го класса, число предметов на украинском увеличивается. Русскоязычные школы в Украине, согласно плану, фактически прекратят существование с сентября с.г. Учебные заведения, в которых преподавание ведется на языках стран ЕС, будут украинизированы с 2023 года. Исключение – школы, в которых обучаются дети коренных народов, они сохранят возможность обучения на родном языке. К ним де-факто относятся только крымско-татарские школы, поскольку Киев официально признает коренными те народы, которые не имеют своего государства за пределами Украины.
Известно, что споры относительно языковой политики осложнили отношения украинской власти с Венгрией, которая пытается защитить языковые права своего нацменьшинства, компактно проживающего в Закарпатье. Против украинизации выступает и Россия: еще в июле по инициативе российской стороны состоялось специальное заседание Совбеза ООН. Но разговор в Нью-Йорке вышел за пределы языковой политики и заседание завершилось без какого-либо итогового документа.
Четкие рекомендации относительно рамочного закона – «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» – направила в Киев Венецианская комиссия. С одной стороны, она признала: «Учитывая особую роль в Украине русского языка (наиболее употребляемого языка меньшинств, а также главного языка для общения многих представителей меньшинств, отличных от русского), а также учитывая притеснения украинского языка в прошлом, Венецианская комиссия полностью понимает необходимость мер по поддержке украинского как государственного». И похвалила украинскую власть за намерение предоставить всем гражданам возможность выучить государственный язык. Но при этом комиссия сделала ряд замечаний, включая нецелесообразность разделения языков нацменьшинств на группу языков ЕС и других. Особое внимание было уделено русскому. Прозвучала критика относительно новых норм обязательного использования украинского – например, в сфере услуг, в работе экстренных служб, а также в сфере телерадиовещания (по квотному принципу).
Уполномоченная по защите госязыка Татьяна Монахова: права нацменьшинств гарантированы. Фото с сайта www.radiosvoboda.org |
Социолог, руководитель фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива Ирина Бекешкина убеждена, что языковые споры были искусственно навязаны украинскому обществу политиками. В интервью «Укринформу» она отметила: «Конфликтность давали выборы (все предвыборные кампании в Украине. – «НГ»). Потому что до выборов она не была ярко выражена, хотя очевидно, что общество с самого начала было разделено по внешнеполитическим ориентациям – на Запад или на Восток. Разделено в вопросах внешнеполитического вектора, языка. Но это никак не отражалось в повседневной жизни: когда мы в своих исследованиях задавали вопрос, какие проблемы для людей наиболее важны, то язык и внешнеполитические ориентации были где-то в конце списка». По словам Бекешкиной, до войны в Донецкой области по степени значимости эти вопросы были на 13-м месте, в Луганской – на 17-м, а вот в Крыму – на 4-м. «Но как только приходило время выборов, люди четко делились на «наш – не наш», – отметила социолог. Политики использовали конфликтные «маркеры» для мобилизации электората.
Опрос, проведенный в конце прошлого года Центром Разумкова и «Демократическими инициативами», показал, что большинство украинцев выступают за сохранение за украинским языком статуса единственного государственного. 12% поддержали предоставление русскому языку статуса второго государственного (на востоке – 31% респондентов, на юге – 14%, в центре – 4%, 1% – на западе). 69% заявили, что русский может свободно использоваться в частной жизни, но украинский должен оставаться единственным государственным. Еще 15% выступили за предоставление русскому статуса официального в отдельных регионах страны (24% на востоке, 27% на юге, 12% в центре и 4% на западе).
Что касается использования языков в образовательном процессе, то, согласно опросу, проведенному Киевским международным институтом социологии, мнения граждан разделились. 49% поддержали украинизацию русскоязычных школ, 47% выступили против.
На этом фоне депутаты от двух парламентских партий предложили внести поправки в закон «Об образовании». Бужанский и Волошин в своем законопроекте отметили, что, согласно Конституции, Украина «обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории страны». Но при этом гарантирует «свободное развитие, использование и защиту русского и других языков нацменьшинств в Украине». Кроме того, государство обязалось «содействовать изучению языков международного общения», к числу которых относится русский – как один из официальных языков ООН.
Поэтому депутаты предлагают восстановить право нацменьшинств (без разделения на народы, проживающие в странах ЕС и другие) на получение образования на родных языках. Причем частным образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольных до высших учебных заведений – предлагается предоставить право на свое усмотрение выбирать язык обучения. Чтобы реализовать эти нормы, депутаты хотят дополнить все положения действующих законов об образовании, в которых речь идет о коренных народах, упоминанием о таких же правах всех нацменьшинств.
Второй законопроект касается регламента Верховной рады: всем депутатам предлагается предоставить право выступать на русском языке на заседаниях парламента и его комитетов. Волошин и Бужанский ссылаются на ту же норму Конституции, которая гарантирует свободное использование языков нацменьшинств.
Киев
комментарии(0)