Владимир Зеленский обещает Украине мир. Фото с сайта www.president.gov.ua
В Киеве перенесли планировавшуюся на 19 февраля презентацию «Национальной платформы примирения и единства». Она предполагала диалог с жителями неподконтрольных украинской власти районов Донбасса. Мирные инициативы команды Владимира Зеленского и ранее вызывали недовольство части населения. А после боев у Золотого процесс примирения поставлен под вопрос.
Советник секретаря Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Сергей Сивохо, который должен был представить план под названием «Национальная платформа примирения и единства», сообщил, что мероприятие сорвано «циничной провокацией». По словам советника, команда, готовившая презентацию «платформы», решила перенести мероприятие. Новая дата презентации неизвестна.
Сивохо подчеркнул, что украинская власть продолжит попытки наладить диалог между простыми людьми по обе стороны от линии разграничения.
Но даже эта дипломатичная формулировка после обострения у Золотого у многих в Киеве вызывает раздражение. Суть изложил в колонке для «Главкома» политический обозреватель Кирилл Сазонов. Повторяя слова Сивохо о циничной провокации, он задал чиновнику вопрос: «И кто же это мог сделать?! На самом деле не секрет – кто. И откуда приказ был – тоже не секрет». Сазонов, разделяя официальную украинскую позицию о том, что в Донбассе длится война Украины с Россией, написал: «Не напал Киев на Донецк. И луганчане не планировали захватывать Днепр или Тернополь. Это было прямое российское вмешательство, российские деньги, оружие и боевики. Плюс небольшой процент местных идиотов, которые всегда были маргиналами. Это – правда, поверьте теперь уже бывшему дончанину».
Секретарь СНБО Алексей Данилов сказал телеканалу «Украина 24»: «Наш президент делает все необходимое для того, чтобы закончить войну… Прекращение войны не может сопровождаться тем, что Украина будет терять свои территории или суверенитет».
Вообще и «Национальная платформа примирения и единства», и другие инициативы украинской власти были подчинены идее проведения в Донбассе выборов местных органов власти одновременно с такими же выборами на всей территории Украины – в конце октября с.г. Эту идею еще в прошлом году озвучил президент Зеленский. По его мнению, одновременное проведение выборов стало бы символом единства народа.
Недавно Владимир Зеленский снова озвучил свою идею – в ходе Мюнхенской конференции по безопасности: «Наше желание сегодня – провести местные выборы по всей территории Украины, включая отдельные районы Донецкой и Луганской областей». В то же время он назвал условия проведения местных выборов в Донбассе: «Сделать это без режима безопасности и политических условий – нарушая Конституцию Украины и международные стандарты демократических выборов, – невозможно… Я говорил об этом в Париже (в ходе саммита «нормандской четверки» 9 декабря 2019 года. – «НГ») и повторяю еще раз. Людям на Донбассе нужны выборы, которые будут признаны легитимными. И они не могут быть такими, если состоятся не по украинскому законодательству, под звуки выстрелов и без контроля над украинской границей».
Вопрос о границе до сих пор в подвешенном состоянии. А бои с применением тяжелой артиллерии у Золотого, длившиеся 18–19 февраля на фоне договоренности лидеров «нормандской четверки» о полном прекращении огня, означают, что условия безопасности не созданы. И никаких гарантий на сегодня нет. Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ, работающая в Донбассе, сообщила, что 18-го числа с 05.30 до 11.30 утра в районе Золотого было зафиксировано более 2,3 тыс. взрывов.
Ситуация стала предметом рассмотрения на заседании Совбеза ООН, где споры в очередной раз свелись к тому, кто на самом деле воюет в Донбассе. Украинская делегация и ее партнеры традиционно обвинили Россию.
Возвращаясь к предмету обсуждения, представитель РФ в ООН Василий Небензя сказал: «Без учета мнения жителей Донецка и Луганска никакое урегулирование невозможно». В Киеве эти слова восприняли как подтверждение прозвучавшего ранее предположения, что обострение у Золотого имело целью заставить украинскую власть сесть за стол переговоров с лидерами республик. Владимир Зеленский в Мюнхене подчеркнул, что не сделает этого.
Зеленский, как ранее Петр Порошенко, стремится ликвидировать ДНР/ЛНР и вернуть довоенную территорию Донецкой и Луганской областей под контроль Украины. В России же предлагают Киеву вступить в переговоры с непризнанными республиками – то есть фактически признать их и предоставить им автономный статус (с закреплением этого статуса в Конституции Украины).
Экс-спецпредставитель Госдепа США Курт Волкер в недавнем интервью «Европейской правде» отметил, что есть и другой, более глубокий уровень противостояния: «Конечно, Россия имеет стратегическую цель, которая еще не достигнута, – ей нужно, чтобы в Киеве появилась власть, которая будет услужлива, услужлива для Москвы. Или чтобы Украина развалилась. Но я считаю, что более предпочтительный для России вариант – это контроль». Украина же отстаивает свою независимость, суверенитет и прозападную стратегию развития государства. «Итак, у нас остается один вариант: создавать условия для того, чтобы Путин сам решил, что ему стоит уйти из Украины. Это значит – предоставлять Украине помощь, усиливать вашу способность сопротивляться российской агрессии, помогать Украине становиться сильнее и демонстрировать России, что оккупация украинских территорий ей только вредит», – подытожил Волкер.
Сейчас в Киеве снова звучат заявления о вероятности «большой войны» с Россией, поскольку тактические решения, принимаемые на уровне Нормандского формата или Минской группы, не приводят к стратегическому изменению ситуации, связанной с Донбассом. На днях глава Главного управления разведки Минобороны Украины Вадим Скибицкий, по сообщению пресс-центра министерства, заявил, что Россия втрое нарастила военный потенциал у границ с Украиной. По расчетам Главного управления разведки, к 2022–2023 годам «ударные группировки РФ уже будут способны проводить полноценное стратегическое наступление в Украине без дополнительной мобилизации».
Эксперт украинского Национального института стратегических исследований Николай Белесков в интервью Радио «Свобода» подтвердил, что из восьми российских дивизий сухопутных войск «три расположены на нашей границе (144-я, 3-я и 150-я). «Я согласен с тем, что есть разница между наличием группировки, наличием соответствующих возможностей – и готовностью их применить… Основное – это политический уровень: политика управляет применением вооруженных сил, а не наоборот. Если у России получится дестабилизировать ситуацию в Украине, продвигать свои инициативы, отстаивать интересы не военным путем, конечно, интерес к применению военной силы у них будет намного меньше».
В этом контексте многие эксперты в Киеве считают правильной реакцию Зеленского на бои у Золотого. Назвав случившееся провокацией, президент подчеркнул: «Курс не меняем: уверенно приближаемся к прекращению войны и к миру».
Но многие критикуют Зеленского. Украинский президент застрял в ситуации между войной и миром, считает политолог и социолог, директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко. В итоге, отметил он, «миротворческая стратегия Зеленского подвергается как ожесточенной критике внутри Украины за ее податливость Москве, так и жесткому давлению Кремля за ее медлительность».
Киев
комментарии(0)