Перед парламентом Грузии произошли столкновения опозиционеров с полицией. Кадр из видео с канала Sputnik georgia на Youtube
Утверждение в парламенте Ираклия Шотадзе генеральным прокурором Грузии вызвало новую волну протеста в Тбилиси. Противники этого кадрового решения собрались у здания высшего законодательного органа страны, но их попытка устроить так называемый коридор позора обернулась стычками с полицией. Оппозиция объявила об активизации протестного движения и анонсировала проведение «общенационального митинга» 4 апреля. Зарубежные дипломатические представительства призвали власть и оппозицию вернуться к диалогу.
«Иванишвили кончит плохо или очень плохо», – заявил в ходе шествия бывший секретарь Совета национальной безопасности Гига Бокерия. По его словам, назначение Ираклия Шотадзе на пост генерального прокурора, а точнее, возвращение на эту должность является очередной демонстрацией своеволия неформального правителя страны Бидзины Иванишвили, его безразличия к требованиям общества.
Ираклий Шотадзе занимал должность генерального прокурора Грузии с ноября 2015 года по май 2018-го. В этот период в прокуратуре было создано специальное подразделение, которое занималось расследованием дел, связанных с бывшей партией власти – «Единым национальным движением» (ЕНД). В бытность Шотадзе генпрокурором были раскрыты достаточно громкие дела, связанные с мошенничеством крупных строительных компаний, распространением видеокадров личной жизни известных людей, а также дело о несостоявшемся покушении на секретаря католикоса-патриарха всея Грузии Илии II, которое поначалу рассматривалось как заговор против самого пастыря. В целом успешный в должности генпрокурора Шотадзе погорел в 2018 году на деле об убийстве двух школьников в групповой драке. Как писала в те дни «НГ» (см.,в частности, номер от 11.09.18), необъективное расследование вызвало мощный общественный протест. Отцу одного из погибших парней Зазе Саралидзе удалось добыть свидетельства о фальсификации расследования, пропаже из дела вещественных доказательств – все это делалось для того, чтобы выгородить участвовавших в драке детей или родственников влиятельных лиц. Тогда под давлением улицы и ради стабилизации ситуации Шотадзе подал в отставку.
Второе его пришествие стало возможным после того, как в результате череды кадровых перестановок кресло генпрокурора оказалось вакантным. За Шотадзе проголосовали 11 из 12 членов Прокурорского совета. Дело за утверждением в парламенте, а правящая «Грузинская мечта» (ГМ) объявила, что поддержит его кандидатуру. Спикер парламента Арчил Талаквадзе заявил, что оппозиционные депутаты имеют право не принимать участия в сессии, а акции протеста на улице доказывают, что Грузия – демократическая страна, в которой защищены право на свободу мнения и слова, право на самовыражение.
Оппозиция убеждена, что за решением вернуть на пост генерального прокурора Ираклия Шотадзе, не так давно оскандалившегося в этой должности, стоит сам Иванишвили. Лидеры протестного движения продолжают призывать к объединению весь политический спектр страны. Впрочем, делают они это так часто, что создается впечатление – объединиться на самом деле оппонентам правящей «Грузинской мечты» не очень-то удается. Вроде бы все они против Иванишвили, но при этом друг другу доверяют не вполне, и цели у них помимо отстранения от власти ГМ и ее лидера в дальнейшем не стыкуются. И немудрено, если рассмотреть, кто, кроме представителей бывшей власти – «Национального движения», раздробившегося на несколько партий, участвует в акциях протеста. Это и Лейбористская партия, лидер которой Шалва Нателашвили еще вчера призывал отправить за решетку «коррумпированного экс-мэра Тбилиси Гиги Угулава», а сегодня называет его политзаключенным. Это и бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе, которую после политического развода «националы» не раз объявляли «агентом Кремля». Это и эксцентричное движение «Гирчи» («Шишка»), выступающее за легализацию марихуаны и проституции. И другие, почему-то убежденные в том, что электорат обязан на своих плечах вознести их во власть – кого-то причем не в первый раз. А та часть населения, которая по каким-то причинам не желает делать этого, – «рабы Иванишвили». Говорится об этом громко, безапелляционно, естественно, с более чем сомнительным правом – от имени «всего грузинского народа» – и, похоже, без понимания того, что такими оскорблениями армию противников Иванишвили вряд ли можно увеличить.
Между тем накануне она официально пополнилась одним политическим тяжеловесом. О возвращении в политику объявил четвертый президент Грузии Гиоргий Маргвелашвили. Его с супругой не раз видели в рядах оппозиции и даже выступающими с трибуны во время одной из акций. Теперь экс-президент открыто вышел против Иванишвили, которому обязан своей политической карьерой. Именно Иванишвили представил Маргвелашвили в президентской кампании 2013 года, и без его помощи университетскому лектору философии вряд ли удалось бы выиграть выборы. Впрочем, сразу после инаугурации между Иванишвили и Маргвелашвили пробежала черная кошка. Потом отношения испортились до такой степени, что олигарх неоднократно называл недавнего своего фаворита «главным политическим разочарованием».
комментарии(0)