Владимир Зеленский обещал избирателям разобраться в том, что произошло на майдане. Фото с сайта www.president.gov.ua
Накануне шестой годовщины убийства (18–20 февраля) сотни людей на майдане Независимости в центре Киева у украинской власти назревает конфликт с родственниками и адвокатами погибших. Они заявляют о реванше партии власти Виктора Януковича и пророссийских сил. Это мнение разделяет часть украинской оппозиции, представители которой призывают участников майдана снова объединиться. Но пока не говорят – зачем.
В конце ноября, когда в Украине отмечали годовщину начала акций протеста на майдане, Владимир Зеленский встретился с родственниками погибших. И заверил, что новая команда сделает все для завершения расследования: «Мы говорили уже о том, что необходимо усилить группу следователей, объединить их. Я думаю, что они совместно будут работать и в Государственном бюро расследований, и в прокуратуре. Там будет где-то 52 человека: 25 плюс 27. Мы же хотим результата».
К тому времени из Генпрокуратуры был уволен (из-за отказа проходить переаттестацию по новым правилам) начальник Управления спецрасследований Сергей Горбатюк, который с 2014 года курировал все дела, связанные с противостоянием на майдане. По словам Горбатюка, по итогам пяти лет расследования в суд были направлены дела в отношении 298 лиц. Вынесены 57 обвинительныцх приговоров (из которых только 11 связаны с лишением свободы). «Более того, осужденные – это в основном «титушки» (так в Украине называют лиц, которые нанимаются участвовать в разного рода незаконных акциях за деньги. – «НГ»)… Они проходят по статьям, связанным с избиениями, покушениями на убийство, похищением людей, издевательствами и пытками», – отметил Горбатюк.
Он отметил, что на майдане были убиты 13 правоохранителей: «В большинстве случаев нами не установлено, кто совершил эти убийства, хотя есть определенные наработки в отношении отдельных лиц». При этом общий подход сводится к тому, что участники акций применяли оружие в рамках необходимой самообороны. К тому же сразу после смены власти в 2014 году Верховная рада приняла специальный закон, запрещающий преследование лиц, участвовавших в акциях в центре Киева с ноября 2013 года по февраль 2014 года.
Что касается бойцов спецподразделений (в первую очередь речь идет о спецотрядах милиции «Беркут»), то с них не сняли ответственность за действия на майдане. Сергей Горбатюк пояснил в интервью Радио «Свобода»: «Бойцы «Беркута» и других подразделений совершали преступления, выполняя преступные приказы: сначала били протестующих, потом применяли газовые гранаты, стреляли резиновыми пулями, а потом и убивать начали! Так же действовали и многие следователи, которые вели дела задержанных активистов, и прокуроры, которые поддерживали обвинения в судах, и судьи, которые избирали меру пресечения по указанию чиновников из администрации президента».
Большинство подозреваемых в убийствах бойцов «Беркута» сбежали из Украины сразу после смены власти. Некоторые были задержаны. Пять человек из этого списка в конце декабря 2019 года украинская сторона передала ДНР/ЛНР в рамках обмена. Кстати, в тот момент украинские СМИ сообщили о негативной реакции на эту новость со стороны мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине: «Мы разделяем обеспокоенность жертв и родственников погибших на майдане. Передача пяти сотрудников спецподразделения «Беркут» (которых обвиняют в убийстве 48 и ранении 80 протестующих 20 февраля 2014 года) на территорию, контролируемую самопровозглашенными «республиками», существенно осложнит осуществление правосудия и соблюдение права жертв на справедливость».
Два из экс-бойцов, попавших в обменные списки, – Сергей Зинченко и Павел Аброськин – дали интервью, которое процитировало агентство ТАСС. Зинченко заявил, что в Украине не смогли доказать вину бойцов «Беркута»: «Если бы у следствия была хоть какая-то доказательная база, то нас бы осудили уже в первый год правления Петра Порошенко… Все их улики – это сфальсифицированные экспертизы с абсолютно разными выводами». Аброськин уточнил, что в 2014 году в Киеве нельзя было даже сказать о том, что активисты майдана стреляли по правоохранителям, но «с каждым годом ситуация меняется».
К настоящему моменту ситуация изменилась настолько, что в январе бывший адвокат Виктора Януковича Александр Бабиков был назначен замдиректора Государственного бюро расследований (ГБР), где должен был курировать расследование дел майдана. Это вызвало протест общественных организаций «Семьи Героев Небесной сотни» и «Адвокатская совещательная группа». Они заявили, что назначение «уничтожает доверие к ГБР как со стороны потерпевших, со стороны следователей, так и доверие общества в целом». Родственники погибших на майдане потребовали новой встречи с президентом Зеленским, однако она не была организована.
На фоне недовольства произошло еще одно событие, которое может привести к противостоянию бывших «майдановцев» с властью: спустя полтора месяца после декабрьского обмена в Киев на этой неделе вернулись два из пяти экс-бойцов «Беркута» – Александр Маринченко и Сергей Тамтура. Адвокат Александр Горошинский обнародовал их обращение к президенту Владимиру Зеленскому, председателю Верховной рады Дмитрию Разумкову и генпрокурору Руслану Рябошапке: «Правда – вот причина нашего возвращения в Киев… Нам нечего скрывать, мы не совершали преступлений. Мы хотим восстановить честное имя спецподразделения «Беркут». Мы хотим, чтобы по-настоящему виновные в убийствах правоохранителей и протестующих были наказаны». Вернувшиеся потребовали отменить закон об амнистии «майдановцам» и обеспечить беспристрастное и справедливое расследование событий февраля 2014 года: «Это был государственный переворот. А часть протестующих не были мирными – они были вооруженными преступниками…».
После этого обращения сразу же последовало заявление родственников погибших на майдане участников протеста. О реванше и признаках диктатуры заявляют члены партии Петра Порошенко «Европейская солидарность». Как раз в понедельник Печерский райсуд Киева избирал меру пресечения волонтеру Марусе Звиробий, которая осенью вместе с депутатом от «Европейской солидарности» Софией Федыной записала видеоролик с угрозами в адрес президента Зеленского (после того как глава государства, побывав на линии разграничения, повздорил с бойцом ВСУ). Соратники Порошенко считают уголовное дело по этому факту политическим преследованием. Ситуация стала дополнительным фактором напряжения в отношениях команды Зеленского с патриотически настроенной частью общества. Тем более что она развивается за неделю до годовщины трагических событий на майдане, после которых последовали крымские события и война в Донбассе.
Депутат от партии Порошенко Владимир Арьев написал в соцсети, что экс-бойцы «Беркута», вернувшиеся в Киев, не были снова задержаны.
В дни памяти, 18–20 февраля, недовольство с каждым годом усиливается. Замдиректора Украинского института будущего Евгений Енин ранее сказал изданию «Комментарии», что в расследовании дел майдана «отсутствуют белые и черные цвета в чистом виде. У каждой из сторон есть своя правда. Но результат никоим образом не удовлетворяет общество – правды о событиях на майдане общество так и не услышало. По сути, «дела майдана» превратились в своеобразный «горячий пирожок» – ответственность за них несет тот, у кого они оказались в последний момент». Сейчас в этой роли может оказаться Владимир Зеленский.
Киев
комментарии(0)