Владимир Зеленский встречал Реджепа Тайипа Эрдогана как друга Украины. Фото Reuters
Визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Киев может осложнить отношения Анкары с Москвой. Поводом стал вопрос о принадлежности Крыма. Турецкая позиция по этому вопросу не изменилась – Анкара считает присоединение Крыма к России аннексией. Однако именно сейчас заявление Эрдогана вызвало резкую реакцию российской стороны.
В понедельник, отправляясь с визитом в украинскую столицу, президент Турции сказал: «Мы продолжим отстаивать территориальную целостность Украины, не признаем незаконную аннексию Крыма. Важным аспектом наших тесных отношений с Украиной являются и крымские татары – продолжаем следить за их положением». В ходе переговоров в Киеве прозвучал тот же тезис.
Напомним, Анкара и ранее не признавала российский статус Крыма. Этот вопрос много раз обсуждался в переговорах Эрдогана с пятым президентом Украины Петром Порошенко. В составе украинских делегаций всегда были лидеры Меджлиса крымско-татарского народа (запрещенной в РФ организации), которые влились в политическую команду Порошенко и являются депутатами Верховной рады Украины от его партии. И украинская власть, и Меджлис стоят на том, что Крым является территорией Украины в статусе «временно оккупированной». Официальная Анкара разделяла эту точку зрения.
Организации крымских татар, которые не переехали в Киев, а остались на территории Крыма, придерживаются совершенно другой позиции. Об этом заявил, по сообщению агентства РИА Новости, глава крымской национально-культурной автономии крымских татар Эйваз Умеров. По его словам, народ, проживающий на полуострове, в ходе референдума в 2014 году проголосовал за присоединение Крыма к РФ и сейчас «ассоциирует себя с Россией». А Эрдогану, по словам Умерова, нужно было вести диалог «не с группой экстремистов (так он назвал лидеров Меджлиса. – «НГ»), которая покинула полуостров после воссоединения с Россией». По его словам, прежде чем делать громкие заявления, турецкому президенту «стоило поинтересоваться настроениями самих крымских татар в Крыму и начать уже диалог с представителями народа из Крыма».
Те заявления, которые звучат сейчас, как отметил Эйваз Умеров, противоречат партнерским взаимоотношениям Турции и России, игнорируют демократическое волеизъявление крымчан, в том числе и крымских татар. И могут бросить тень сомнения на искренность взаимоотношений между двумя государствами.
На официальном уровне в Москве озвучили сдержанный комментарий. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, по сообщению «Газеты.ru», отметил, что Владимир Путин неоднократно говорил с Эрдоганом о положении крымских татар в Крыму: «Мы неоднократно говорили о беспочвенности каких-либо опасений по крымским татарам». Кроме того, Песков напомнил, что у турецкого лидера есть действующее приглашение посетить Крым и лично ознакомиться с ситуацией.
Нюанс в том, что Украина протестует против не согласованных с ней визитов зарубежных лидеров в Крым. А согласовать такие визиты не может, поскольку Киев не контролирует территорию. В этой ситуации посещение полуострова иностранными лидерами, с точки зрения украинской стороны, способствовало бы легализации российского статуса Крыма.
Президент Турции еще в начале августа заверил украинского коллегу, что этого не произойдет. Напомним, одним из первых зарубежных визитов Владимира Зеленского на посту президента стало посещение Анкары. «Турецкий лидер подтвердил неизменность поддержки суверенитета и территориальной целостности Украины», – сообщила в тот момент пресс-служба. Как известно, Киев, говоря о территориальной целостности, подразумевает международно признанные границы Украины по состоянию на начало 2014 года, то есть до проведения крымского референдума. Зеленский, как и Порошенко, заявляет, что «Крым – это территория Украины».
О том, насколько чувствительна эта тема для украинской стороны, можно судить по скандалу, разгоревшемуся в октябре прошлого года из-за того, что президент Турции пожал руки двум депутатам Госдумы РФ, избранным в Крыму. Украина не признала эти выборы, поскольку считает, что «на украинской территории» не могут проводиться выборы российских органов власти. Поскольку некоторые российские СМИ сообщили об отдельной встрече Эрдогана с крымскими депутатами, МИД Украины вызвало для беседы посла Турции в Киеве Ягмура Ахмета Гульдера. После чего сообщалось, что рукопожатие, ставшее причиной скандала, было «протокольным»: президент Турции приветствовал участников состоявшегося в Анкаре международного форума, не зная, что в числе прочих были и депутаты Госдумы РФ, избранные в Крыму.
Уже в ноябре этот инцидент был забыт: в Анкаре состоялись турецко-украинские консультации «по вопросам двустороннего сотрудничества, мировой и региональной повестки дня». А президенты Зеленский и Эрдоган сразу после консультаций созвонились, чтобы обсудить подготовку к восьмому заседанию Стратегического совета высокого уровня.
Заседание состоялось 3 февраля в Киеве – в рамках визита президента Турции. По прибытии в украинскую столицу Эрдоган провел переговоры с Зеленским в формате с глазу на глаз. Затем планировалось заседание Стратегического совета, по итогам которого стороны собирались подписать ряд документов. В перерыве заседаний планировался брифинг двух президентов, однако его проведение переносилось, поскольку переговоры затянулись. На вечер в повестке дня значилось проведение украинско-турецкого бизнес-форума.
Хотя крымский вопрос неожиданно привлек особое внимание, но главной темой переговоров все же значились экономические вопросы. Председатель группы дружбы Турции и Украины Великого национального собрания (турецкого парламента), депутат от Партии справедливости и развития Йылдырым Тугрул Тюркеш сказал «Укринформу»: «Прежде всего хочу заметить, что бизнес-составляющая недостаточна для Украины и Турции. 4 млрд долл. товарооборота – это ничто. Мы должны увеличить его, способствовать бизнесу – сотрудничество должно быть более интенсивным. Это – номер один». Политические вопросы, по его словам, были «вопросом номер два: Турция в хороших отношениях с Украиной. Но у нас также определенные отношения с Российской Федерацией. Мы пытаемся взять на себя роль в решении некоторых вопросов. И мы будем продолжать работать в этом направлении».
Напомним, в ноябре 2018 года в разгар конфликта в Керченском проливе президент Турции взял на себя роль посредника в переговорах между украинской и российской сторонами. Кроме того, как считают в Киеве, Эрдоган способствовал освобождению нескольких арестованных лидеров крымских татар. Источник «НГ» отметил, что ранее турецкий президент действительно помогал Киеву, пользуясь тем, что у него сложились рабочие отношения с Владимиром Путиным: «Но сейчас Анкара и Москва ведут очень сложный диалог по поводу Сирии. И неожиданная резкая реакция российской стороны на слова Эрдогана о Крыме может свидетельствовать, что отношения ухудшаются».
Сотрудник Дипломатической академии им. Г. Удовенко при МИД Украины Станислав Желиховский в колонке, опубликованной «Главкомом», отметил, что для Украины важен визит Эрдогана, поскольку крымско-татарский фактор остается значимым в турецкой политике: «…после оккупации Крыма Россией официальная Анкара не признала такого «воссоединения» и всячески поддерживает территориальную целостность Украины. К тому же много представителей крымско-татарского народа проживают на территории Турции, и турецкая власть не обделяет вниманием это национальное меньшинство».
Для Украины не менее важны экономические связи с Турцией. Уже около 10 лет ведутся переговоры о заключении соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ), однако документ пока не подписан. Экономисты отмечают, что стороны не могут договориться об условиях доступа как промышленных товаров, так и сельскохозяйственной продукции на рынки друг друга. Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Владимир Воля ранее сказал «Укринформу», что Украине сложно отстаивать свои интересы в переговорах с Турцией, ведь «по размерам экономики Турция занимает 17-е место в мире и 6-е – в Европе». Очередная попытка согласовать все интересы была предпринята в ходе визита Эрдогана в Киев.
Киев
комментарии(1)
0
dlz 15:12 04.02.2020
Украинские СМИ гадают: за какие услуги Эрдоган одарил Зеленского целыми 50 млн. долларов. А между тем, у России есть старое испытанное оружие против региональных диктаторов: прочные познания в этнографии. В России живет большая курдская диаспора. Непонятно, что мешает популяризации и поддержке у нас курдского языка, культуры и национальной самобытности. Мы поддерживаем афганцев в эмиграции, но не поддерживаем курдов. Настало время ликвидировать это упущение.