0
6132
Газета СНГ Печатная версия

13.01.2020 18:53:00

Из кишиневского аэропорта выгоняют российского собственника

Национализация объекта грозит Молдавии международными судами

Тэги: кишинев, аэропорт, национализация, скандал


кишинев, аэропорт, национализация, скандал В Кишиневе пока один аэропорт. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

В Кишиневе продолжается скандал вокруг аэропорта. В 2013 году его отдали в аренду на 49 лет российским инвесторам. Потом собственник менялся несколько раз. Новым владельцем 95% акций компании AviaInvest, которой принадлежит аэропорт, стал предприниматель из РФ Андрей Гончаренко. Молдавские власти заявили о намерении национализировать аэропорт. В ответ им пригрозили международными судами.

Новый владелец кишиневского аэропорта Андрей Гончаренко предупредил молдавские власти: «Любые действия должностных лиц, противоречащие решениям судов, принятые в популистских целях, будут иметь юридические последствия и оспариваться в международных судах». Он отметил: «Я обладаю достаточными средствами для привлечения и оплаты работы ведущих мировых юридических компаний. У меня не возникает сомнений в легитимности соглашения и наличии серьезных юридических аргументов для судебного разбирательства на мировой арене». «Вызывает изумление решение руководства начать юридическую тяжбу с инвестором из дружественной страны с большой тратой на это бюджетных денежных средств, без очевидного результата для каждого гражданина республики, а не плодотворно работать по совместному развитию не только аэропорта Кишинева, но и других инфраструктурных проектов страны», – отметил российский бизнесмен.

Тем не менее президент Молдавии Игорь Додон заявил от имени правительства, что власти Кишинева будут настаивать на возвращении права государства управлять аэропортом, отменяя концессионные соглашения, подписанные предыдущими правительствами. «Все активы международного аэропорта Кишинева в настоящее время заблокированы», – сообщил глава государства. По мнению председателя Конституционного суда Молдавии Владимира Цуркана, приватизация компании была проведена на законных основаниях, но, отметил он, «законодательство иногда неоднозначно и противоречиво».

Аэропорт Кишинева в свое время продали потому, что он оказался банкротом. Тогда и было подписано концессионное соглашение по Международному аэропорту Кишинева между Агентством публичной собственности и компанией AviaInvest, основанной 2 августа 2013 года, с уставным капиталом 85,1 млн молдавских леев (100 леев – 280 российских рублей), разделенным поровну между российскими компаниями «Хабаровский аэропорт» и «Коломенский завод». В августе нынешнего года между представителями AviaInvest и эксклюзивным бенефициаром NR Investments Ltd Натаниэлем Ротшильдом было ратифицировано соглашение о покупке 95% акций компании, взявшей в концессию аэропорт Кишинева. Но недавно NR Investments Ltd официально объявила, что отказывается от покупки пакета акций AviaInvest. Любопытно, что все, связанное с Ротшильдом, в Молдавии приветствовалось, но покупка у него акций аэропорта российским инвестором вызвала со стороны проевропейских партий нападки на правительство и президента Игоря Додона.

Советник премьер-министра Молдавии Виталий Драганча заявил, что компания-концессионер не выполнила свои инвестиционные обязательства. Он еще раз подтвердил твердое намерение нынешнего руководства отменить концессию аэропорта, а также подчеркнул, что в основе этого решения лежит не происхождение концессионера, а его неэффективность, пишет europalibera.org. «Важно, чтобы компания, которая управляет такой инфраструктурой, была эффективной и имела добрые намерения. К сожалению, с самого начала и до сих пор было много вещей, вызывавших подозрения вокруг этой сделки», – сказал Драганча. Советник отметил также и несоблюдение компанией ее инвестиционных обязательств: «Концессионер взял на себя обязательства по привлечению инвестиций, я повторяю, по привлечению инвестиций, чтобы модернизировать аэропорт ускоренными темпами. Эти инвестиции не были сделаны. Однако новый инвестор не мог выполнить никаких обязательств – на это у него просто не было времени».

Один из представителей старой власти – экс-председатель парламента, а ныне депутат от Демократической партии Андриан Канду считает, что решение о концессии аэропорта было верным. Политик напомнил, как выглядел этот объект, когда находился в управлении государства. Более того, Канду отметил, что сам аэропорт находится в руках государства, а в концессию были переданы только предоставляемые услуги. «Я считаю, что допускается серьезная ошибка, когда во главу угла ставят популизм, а не решение по экономическому развитию. Во-первых, аэропорт находится под государственным управлением, все объекты недвижимости принадлежат государству. Говорить, что аэропорт отдали в чужие руки, – ошибка. В аренду сданы услуги, которые предоставляет аэропорт», – пояснил Канду. Он отметил, что «инвестор независимо от того, кем он является, не так важен, но важно то, что он делает и какие обязательства он взял на себя».

Эксперт Виктор Чобану считает, что главная ошибка была совершена в период заключения сделки. «Право на аэропорт должен был получить исключительно оператор. Проводили тендер по-молдавски, в котором было заявлено семь участников – иностранных компаний. Создавали видимость открытых, честных торгов. Там приписали румынскую компанию, которая якобы тоже участвовала, для галочки. Помните, была информация, что авиакомпания из Хабаровска мелькала в сделке. И через пару дней она продала свои акции. Постепенно, как у нас обычно делают, все претенденты куда-то удивительным образом испарились. И остался один-единственный, которого заранее наметили как победителя. В истории с аэропортом засветился и миллиардер Ротшильд, который срубил свои денежки и исчез, ни за что не отвечая. Надо наказывать тех, кто проводил тендер, во главе с тогдашним министром экономики господином Лазэром», – сказал Чобану в интервью одному из молдавских СМИ.

В то же время в Кишиневе стали говорить о том, что одного аэропорта в стране мало. По словам Игоря Додона, было бы хорошо открыть второй международный аэропорт в Республике Молдова. Насколько известно, речь прежде всего идет о бывшем военном аэродроме у села Маркулешть. Но рассматриваются и иные варианты. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Гагаузия обсуждает возвращение статуса независимой республики

Гагаузия обсуждает возвращение статуса независимой республики

Светлана Гамова

На предстоящем съезде депутаты автономии рассмотрят варианты защиты от давления со стороны Кишинева

0
4849
Гагаузы выйдут протестовать против произвола Кишинева

Гагаузы выйдут протестовать против произвола Кишинева

Светлана Гамова

В автономии уверены, что Россия и Турция не допустят ее ликвидации

0
4485
Бербок предъявила Пекину ультиматум

Бербок предъявила Пекину ультиматум

Олег Никифоров

Глава МИД ФРГ считает, что поддержка России не в интересах Китая

0
3124
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
4198

Другие новости